Интернет выходит в топ

Телевидение остается лидером по популярности среди СМИ, но сдает позиции

Телевидение теряет популярность и доверие граждан, но по-прежнему остается главным источником информации для большинства россиян, свидетельствуют данные опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ). Новостные интернет-ресурсы и соцсети, напротив, становятся более значимыми источниками информации и вышли на первое место по популярности среди граждан до 34 лет. «Граждане видят расхождение телепропаганды с реальной действительностью и перестают ей верить»,— отмечает эксперт.

Фото: Дмитрий Духанин, Коммерсантъ

Как показал опрос ВЦИОМа (проводился 20–24 апреля в 55 регионах среди 1,6 тыс. респондентов), популярность телевидения снижается. Так, если два года назад главным источником информации его называли 62% граждан, то сейчас такие респонденты все равно в большинстве, но их уже 52%. Популярность интернета, напротив, растет: новостные и аналитические сайты, а также соцсети и блоги читают 32% (в 2015 году — 22%). А для молодых людей сеть и вовсе вышла на первое место среди источников новостей. Главным источником информации интернет назвали 65% граждан 18–24 лет и 50% опрошенных 25–34 лет. Популярность газет и радио существенно ниже: информацию о стране из них черпают только 4% и 3% опрошенных соответственно.

Доверие к телевидению тоже падает: индекс доверия (ВЦИОМ измеряет этот показатель в диапазоне от –100 до 100 пунктов) к нему составил 42 пункта, хотя еще два года назад составлял 53 пункта. Продолжает снижаться индекс доверия и у других традиционных СМИ — центральная пресса, например, с 2007 года потеряла 25 пунктов (сейчас — 11), почти столько же потеряло радио (9). Доверие к зарубежным СМИ и вовсе упало на 64 пункта — до –43. К интернет-источникам пока не очень много доверия: новостные сайты за два года немного поднялись до 11 пунктов, а индекс доверия у соцсетей хоть и поднялся, но все равно отрицательный (–2).

Но если «об одном и том же событии» СМИ «говорят по-разному», большинство (46%) все равно поверят телевидению (в 2015 году так отвечали 55% респондентов).

25% опрошенных, прочитав противоречивые новости, отправятся в интернет (в 2015 году — 18%), а еще 11% доверятся сарафанному радио (в 2015-м — 8%). Почти никто в этом случае не откроет газету и не включит радио (по 2%). Объективнее всего, по мнению опрошенных, СМИ освещают стихийные бедствия (70%). А освещение «положения дел в экономике страны» они считают самым предвзятым: каждый второй респондент полагает, что медиа по этой теме «приукрашивают действительность».

«Да, интернет-ресурсами стали пользоваться более активно, но уровень доверия к телевидению все равно существенно превосходит уровень доверия к другим источникам информации»,— сказала “Ъ” директор по исследованиям ВЦИОМа Елена Михайлова. По ее мнению, «пока рано говорить о том, что телевидение перестало быть ключевым СМИ»: «Оно уступает позиции очень медленно».

Во многом это связано с тем, что ориентироваться в интернете людям сложнее: нужно «формировать определенные запросы», что любят делать «немногие».

Телевидение же можно смотреть как «новостную ленту»: сюжеты идут подряд. При этом информация, дополненная видеорядом, «дает возможность зрителям не только убедиться в достоверности новости, но и более глубоко погрузиться в проблематику, самостоятельно интерпретировать увиденное», отмечает Елена Михайлова.

Журналист, член комиссии по свободе информации и правам журналистов президентского Совета по правам человека Николай Сванидзе сказал “Ъ”, что постепенное снижение популярности телевидения связано с «мощью, которую набирают соцсети с каждым годом и месяцем». Но дело и в «формате, в котором долгие годы выступают федеральные телеканалы». «В большей степени на каналах не информация и не объективный анализ, а пропаганда,— отмечает господин Сванидзе.— До определенного момента это пользуется успехом, потому что односторонняя пропаганда воспринимается легко. Но через некоторое время граждане начинают видеть расхождение этой пропаганды с реальной действительностью вокруг себя и тем, что видят в интернет-источниках, и просто перестают пропаганде верить».

Наталья Корченкова


Российские регионы сравнили по уровню доверия к СМИ

Фонд «Медиастандарт» в августе 2016 года запустил сайт msindex.ru с картой развития медиасферы в российских регионах и собирался в октябре завершить новое исследование, посвященное оценке критичности региональных СМИ к властям и степени доверия жителей к региональной прессе, а также состоянию медиасферы в субъектах РФ в целом. “Ъ” разбирался, как региональная свобода слова связана с уровнем доверия читателей и зрителей по отношению к СМИ и как на этом доверии сказывается лояльность журналистов по отношению к губернаторам. Читайте подробнее

Вся лента