Все на борьбу с двухколесным хаосом!

Почему в Китае ограничивают использование велосипедов

Инфраструктура китайских городов оказалась не готова к росту популярности проката велосипедов. Пока власти пытаются решить проблему запретами, бизнес присматривается к мировому рынку.

Фото: Andy Wong, AP

Как вернулось «королевство велосипедов»

Китайцы высоко оценили удобство краткосрочного проката велосипедов. Популярность услуги растет, хотя купить в Китае велосипед можно за смешные деньги — какие-нибудь $7 или чуть дороже. Перевешивают практические соображения. Свой транспорт нужно обслуживать, чинить и хранить. Прокат — и дешевле, и удобнее.

В результате только за два последних года в Китае появились более 40 стартапов в этой сфере. Все что нужно пользователям,— установить мобильное приложение и положить на электронный кошелек небольшую сумму. Поездка в среднем стоит от 1 юаня ($0,15).

В отличие от американских и европейских городов в Китае нет необходимости возвращать велосипед на специальные парковки. По окончании поездки можно оставить его где угодно: GPS-устройство поможет следующему клиенту найти транспорт.

Один из крупнейших операторов проката, компания Ofo, располагает парком в 3 млн велосипедов в 43 городах Китая и 20 млн зарегистрированных пользователей. Ее главный соперник — компания Beijing Mobike Technology — была создана год назад, но оперирует 1 млн велосипедов в 33 крупнейших городах страны.

Однако то, что с радостью приняли потребители, оказалось большой проблемой для инфраструктуры. В стране, которую некогда называли «королевством велосипедов», в последние два десятилетия появилось огромное количество автомобилей. Новые города и районы строились с расчетом именно на автотранспорт. Теперь двухколесный транспорт вновь занимает значительную часть проезжей части, усугубляя и без того немалые пробки.

В свою очередь возможность оставлять взятый напрокат велосипед где угодно закончилась потерей тротуаров. Расставить аккуратно сотни и тысячи велосипедов у железнодорожных станций и выходов из метро трудно. И люди просто бросают их на землю или на другие велосипеды.

В итоге вырастают огромные горы брошенной двухколесной техники. Горы эти преимущественно желто-оранжевого цвета: велосипеды Ofo ярко-желтого цвета, у Mobike — оранжевого.

Как бороться с велохаосом

Страдают и сами операторы велопроката. Пользователи зачастую небрежно обращаются с техникой. Случайно или умышленно ломают ее, иногда присваивают себе (прячут дома, снимают GPS-оборудование, перекрашивают). Или, закончив поездку, блокируют велосипед запирающим устройством в удобном для себя месте.

Ofo и Mobike в ответ предлагают бонусные баллы или бесплатные поездки тем, кто оставляет велосипеды в местах, удобных для других людей. Или тем, кто сообщит о найденном брошенном или неправильно припаркованном велосипеде.

Сложнее бороться с вандализмом или устранять поломки. По данным китайских СМИ, в одну ремонтную мастерскую в центре Пекина в среднем поступает около 400 сломанных велосипедов в день. Починить все за сутки практически не возможно.

Но в то время как операторы действуют с помощью пряника в виде бонусов и льгот, власти используют кнут.

В Пекине запретили парковать велосипеды в центральных фешенебельных районах города и в парках. Определен список из десяти дорог, по которым нельзя ездить на двухколесном транспорте. В числе мест, где нельзя оставлять прокатные велосипеды, оказалась, например, площадь Тяньаньмэнь. Столичные власти объяснили, что брошенные повсюду велосипеды создают хаос и беспорядок, а это не соответствует имиджу столицы. Более того, велохаос представляет «угрозу общественной безопасности».

В Шанхае, где, по оценкам властей, доступно 500 тыс. прокатных велосипедов, для них теперь запрещен въезд в отдельные районы города. Для велосипедов закрыто 27 дорог. Шанхайская полиция в начале марта конфисковала около 5 тыс. прокатных велосипедов, сочтя, что они были неправильно припаркованы и создавали помеху движению транспорта и людей.

Власти также хотят ввести ограничения на время использования такого транспорта. Например, рассматриваются варианты ограничения велосипедного движения в праздничные дни. Операторов также могу обязать выводить из эксплуатации велосипеды, которые используются более трех лет.

Готов ли мир к китайской велоэкспансии

Однако это не пугает китайских предпринимателей. Они продолжают расширять бизнес, регулярно получая новые инвестиции от крупных компаний. В числе главных инвесторов китайские Tencent Holdings, Didi Chuxing, Matrix China, CITIC, сингапурская Temasek Holdings, российская DST, американская Warburg Pincus.

Так, Ofo, которая недавно получила от компании DST $450 млн, уже запустила свой сервис в Сингапуре. К концу текущего года компания намерена прийти еще в 20 стран мира, включая США, Японию, Испанию, Францию, Германию и Филиппины. Beijing Mobike Technology, с начала года получившая более $300 млн, в том числе от холдингов Tencent и Temasek, до конца года выйдет на улицы еще более сотни городов Китая и других стран.

Сейчас в 650 городах мира работают более 900 компаний по прокату велосипедов. Самыми удобными считаются системы проката в Париже (Velib), Лондоне (прокатные велосипеды там нередко называют Boris Bikes в часть бывшего мэра, а ныне министра иностранных дел Бориса Джонсона), Нью-Йорке (Citi Bikes), Барселоне (Bicing), Монреале (Bixi) и Нидерландах (OV-fiets).

Голландцы некоторое время назад тоже столкнулись с проблемой нехватки парковок для велосипедов. Но они стараются обойтись без ограничений. В начале этого года власти Амстердама представили проект создания к 2030 году новых велопарковок. Но не на суше, которой в Нидерландах обычно не хватает, а на воде и под землей. Водная парковка разместится на понтонах, подземная — под каналами.

В Швеции подземные парковки уже действуют. Они оборудованы пандусами и лифтами.

В Париже в 2015 году власти выделили €150 млн на расширение и улучшение велосипедной инфраструктуры. Был запущен первый участок сети скоростных дорог REVe для велосипедистов, по которым никакой другой транспорт не ходит. К 2020 году длина этой сети составит 45 км. Власти надеются: число ежедневных поездок на велосипедах к этому году вырастет на 5–15%, что заметно улучшит экологию города.

Между тем, в британском Кембридже на днях появились первые велосипеды китайской Ofo. Планировалось запустить проект с 500 велосипедами, но пока ограничились двадцатью. Власти присматриваются к новой системе. В отличие от Boris Bike и других местных операторов Ofo позволяет оставлять велосипед после поездки где угодно.

Алена Миклашевская

Вся лента