Расписание недели

3 – 10 марта

Фото: РИА Новости

фильм

Дорога к звездам Государственная Третьяковская галерея (Инженерный корпус) 5 марта, 16.00

Один из самых известных фильмов родоначальника жанра научной фантастики, петербургского режиссера научно-популярного кино Павла Клушанцева. Для американского проката фильмы Клушанцева в свое время перемонтировали на студии Роджера Кормана Фрэнсис Форд Коппола и Питер Богданович, причем для обоих это была первая работа в кино. А цитаты из "Дороги к звездам" (1957) и "Планеты бурь" (1961) можно найти в фильмах Стэнли Кубрика, Джеймса Кэмерона и Джорджа Лукаса. Последний, по легенде, во время визита в Россию даже просил устроить встречу со своим российским коллегой, и на недоуменный вопрос о том, кто такой Клушанцев, якобы ответил: "Это крестный отец "Звездных войн"". Происходила ли эта история в действительности, не так уж важно, поскольку достоверно известно, что открытия Клушанцева в области спецэффектов намного опередили свое время.


Фото: А.М. Кокшаров / предоставлено Музеем Москвы

выставка

Людовик Святой и реликвии Сент-Шапель Музей Московского Кремля, выставочный зал Патриаршего дворца 3 марта — 4 июня

Сент-Шапель, чудо французской готики, пережила Великую революцию, даром что революционные народные массы от души пограбили капеллу-реликварий, переживет и туризм, хотя плотная очередь неизменно осаждает одно из лучших творений короля Людовика Святого. Совместные усилия Лувра, Клюни, Эрмитажа и других замечательных собраний позволят понять, что такое Сент-Шапель и французская готика в самом цвету, не отправляясь в крестовый поход на Париж.


фильм

Конг: Остров черепа с 9 марта

Очередная встреча с гигантской обезьяной — действие на этот раз происходит через 40 лет после событий классического "Кинг-Конга", переснятого в 2005 году Питером Джексоном по сюжету оригинального фильма 1933 года Мериана Купера. Сложно поверить, но в этом году монстру с Острова черепа стукнуло 84 года, а он по-прежнему великолепен, огромен и популярен. Старейшая франшиза XX века, видимо, будет с нами всегда, поскольку, как писала Виржини Депант в своей "Кинг-Конг теории", манифесте феминизма 10-летней давности, "Кинг-Конг находится за гранью мужского и женского, в нем сливаются человек и животное, взрослый и ребенок, хорошее и плохое, первобытное и цивилизованное, белое и черное". За все это, надо думать, его и полюбили зрители, каждый раз заново сочувствуя и сострадая его справедливому гневу, его неуместному величию и его вечному поражению.


Фото: Александр Коряков, Коммерсантъ

концерт

ДДТ СК «Олимпийский» 5 марта, 19.00

В "Олимпийском" ДДТ представит ретроспективную концертную программу "История звука", в которую вошли лучшие песни из самых знаковых альбомов легендарной команды. Сет-лист будет разбит на три части, каждая из них посвящена определенному периоду творчества ДДТ. Можно будет снова почувствовать себя "рожденными в СССР" или пуститься в ностальгический заплыв по волнам памяти на целых три часа.


Фото: Niels Ackermann / Lundi13

выставка

Нильс Акерман. Белый ангел Мультимедиа Арт Музей 3 марта — 9 апреля

Жизнь как жизнь, люди как люди, город как город — что-то явно постсоветское и глубоко провинциальное, что так привлекает многих европейских фотографов, и швейцарец Нильс Акерман — не исключение. Но это на первый взгляд. "Город как город" — Славутич, самый молодой город Украины и последний город СССР, построенный всего за два года — сразу после аварии — для сотрудников Чернобыльской АЭС. История Славутича началась в 1986-м — до завершения советской истории оставалось совсем немного времени. История Нильса Акермана — о возможности начать историю с начала: в фокусе — подросшие дети Чернобыля, первое постсоветское поколение последнего советского города.


Фото: Сергей Тырышкин / предоставлено пресс-службой театра

спектакль

Сарай №12 Театр около дома Станиславского 5 марта, 19.00

Виктора Пелевина у нас в театрах принято ставить очень пышно. Так, как будто его тексты нужно обязательно переводить в реальную фактуру, с всякими азиатскими, мистическими, концептуальными излишествами. А в театре, которым руководит Юрий Погребничко, как раз всегда очень мало декоративного, во всех смыслах этого слова: это театр, сосредоточенный на человеке. На персонаже и на актере — и на той сложной, третьей, промежуточной материи, возникающей из соединения актера и персонажа. Четверо молодых режиссеров, учеников Юрия Погребничко, поставили четыре ранних рассказа Виктора Пелевина, чтобы доказать, что у этих текстов действительно есть театральное измерение — и оно требует не столько грандиозного оформительского труда, сколько очень пристального внимания к персонажам.


концерт

Клеа Венсан Мумий Тролль Music Bar 3 марта, 21.00

Певица и автор песен Клеа Венсан начала писать музыку от скуки. Во время учебы на экономическом факультете она провалила экзамены и осталась на второй год, и только занятия музыкой помогли ей справиться с депрессией: освоив джазовое пианино, она начала выступать по вечерам в маленьких парижских клубах. В своих песнях Венсан сочетает олдскульные диско-ритмы, электропоп и французскую чувственность. Критики из-за наивности и простодушности текстов даже сравнивают ее с Франс Галль. Вдохновение же Клеа ищет в музыке американских коллег (Ariel Pink и Mac DeMarco), французском нью-вейве и шансоне Эдит Пиаф и Жака Бреля.


фильм

Война с 9 марта

Не слишком удачная рефлексия на тему войны в Ираке интересна в первую очередь актерским составом — главные роли в "Войне" исполняют Шайя Лабаф и Гэри Олдман. Фильм рассказывает о посттравматическом синдроме и его последствиях, один из главных героев — ветеран войны, другой — военный психиатр. Державный страх перед другими, против которых США ведет бесконечную антитеррористическую операцию, аранжирован здесь уже немодными постапокалиптическими фантазиями, где города белых людей сровнялись с землей, а семьи распались вместе со связью времен. Фильм побывал в программе "Горизонты" Венецианского фестиваля и собрал довольно кислую прессу. Безусловно, отмеченный "Сандэнсом" и Венецией десятилетней давности дебют режиссера Дито Монтиеля "Как узнать своих святых", где, кстати, снимался тот же Лабаф, заставлял ожидать большего.


Фото: Анна Белякова / предоставлено пресс-службой театра

спектакль

Амфитрион Мастерская Петра Фоменко (Новая сцена, Большой зал) 8 марта, 19.00

Двусмысленный мольеровский сюжет о боге Юпитере, который соблазнил прекрасную Алкмену, явившись к ней в облике ее мужа, полководца Амфитриона, вдохновлен пьесой Плавта и реальным романом короля Людовика XIV c маркизой де Монтеспан. Смешного в пьесе, жанр которой обозначен как комедия, на самом деле немного — божества делают с людьми все, что им вздумается, и к любому сопротивлению относятся как к досадной помехе. Зато здесь царит атмосфера игры и внезапных волшебных превращений, а это именно то, что актерам театра "Мастерская Петра Фоменко" удается, как правило, безошибочно.


акция

Dolce & Gabbana Sicily ЦУМ, корнер аксессуаров Dolce & Gabbana до 8 марта

Сумки Dolce & Gabbana — это аксессуар не просто броский, но чаще даже экстравагантный. Оба дизайнера относятся к дамским сумкам как к декоративному элементу, главная задача которого — непременно привлечь внимание окружающих. В этом году дизайнеры дадут своим клиентам возможность поучаствовать в творческом процессе: в ЦУМе всю предпраздничную неделю до 8 марта работает художница, которая вручную расписывает красками сумки D&G Sicily в соответствии с вашими пожеланиями. Хотите цветы, хотите сердечки, хотите — поздравление любимой женщине.


Фото: Третьяковская галерея

выставка

Гельцер. Коллекция Галерея «Наши художники» 3 марта — 27 апреля

Екатерина Гельцер (1876-1962) — дважды легенда. Во-первых, балерина: виртуозка, красавица, представительница славной театральной династии, прима императорских театров, партнерша Нижинского в дягилевских сезонах, не эмигрировавшая после революции и сделавшаяся царицей советского Большого, любимицей Луначарского и одной из первых народных артисток республики. Во-вторых, коллекционер: полсотни левитанов, серовы, приобретенные у вдовы, коровины, врубели, кустодиевы, борисовы-мусатовы, сапуновы, сорины и прочие бенуа — в 1941-м решением Совнаркома коллекцию Гельцер эвакуировали из Москвы вместе с Третьяковской галереей как чрезвычайно ценное частное собрание. Увы, коллекция давно рассыпалась — фрагменты разыскали к выставке по сусекам Третьяковки, Бахрушинского, Музея музыкальной культуры имени Глинки и других собраний.


Фото: Olivier Tetreault

фильм

Поместье Кинотеатр «Октябрь» 3 марта, 20.00

В московских кинотеатрах “Иллюзион”, “Октябрь” и “Центр документального кино” почти одновременно пройдут показы сразу трех российских кинофестивалей — красногорского фестиваля архивного кино “Белые столбы”, петербургского фестиваля документального, короткометражного и экспериментального кино “Послание к человеку” и ханты-мансийского международного фестиваля дебютного кино “Дух огня”. 3 марта в кинотеатре “Октябрь”, в рамках фестиваля “Послание к человеку” будет показан канадский документальный фильм “Поместье”, снятый бывшим психологом и соцработником Мартином Фурнье совместно с Пьер-Люком Лятюлиппом.  Лента про снос бывшего поместья, много лет служившего домом пациентам психиатрической лечебницы не очередной фильм эксплуатирующий тему инвалидов, создатели ставят перед собой задачу дать голос исключенным и поставить под сомнение понятие “нормы”.

Константин Шавловский о лучших фильмах трех российских фестивалей в Москве


концерт

Шарон Кларк Дом музыки 10 марта, 19.00

Шарон уверенно чувствует себя в самых разных джазовых жанрах, однако особенно ей удаются неспешные баллады — ее колоритное контральто с хрипотцои? раскрывается в них наиболее полно. Шарон закончила престижный Berklee College of Music, где училось множество известных джазовых музыкантов, с тех пор активно выступает и побеждает в джазовых вокальных конкурсах. В Доме музыки компанию Шарон на сцене составит трио пианиста Ивана Фармаковского, вместе они исполнят произведения Гершвина, Жобима, The Beatles и многие другие.


Фото: Собрание Франсуа Морелле (Франция)

выставка

Лицом к будущему. Искусству Европы 1945-1968 ГМИИ имени Пушкина (Главное здание) с 7 марта

Выставка “Лицом к будущему. Искусство Европы 1945-1968”, сделана двумя западными кураторами – австрийцем Петером Вайбелем и немцем Экхартом Гилленом. Гораздо в большем объеме она была показана в Бельгии и Германии и демонстрировала художественное единство Европы – задолго до падения железного занавеса. Однако, адаптированная к всемосковскому фестивалю “Оттепель” кураторской командой Пушкинского музея, выставка неожиданно получила совсем другое прочтение – красивые сопоставления на тему вытесненных воспоминаний: фильм Алена Рене “Ночь и туман” и скульптура Вадима Сидура “Треблинка” или про возвращение христианской иконографии в послевоенном искусстве: “Распятый” Альфреда Хрдлички, “Распятие” Грэма Сазерленда и “Череп на раскрытой книге” Владимира Татлина выявляет, что граница в Европе все же есть, и она все еще пролегает между советским официозом и советским нонконформизмом.

Анна Толстова о выставке в ГМИИ имени Пушкина


фильм

Т2: Трейнспоттинг с 8 марта

Спустя 20 лет после выхода “На игле” (“Трейнспоттинг”) — наркотической оды гранжу, молодости и идиотизму, сделавшей Дэнни Бойла культовым режиссером, в прокат выходит продолжение ”Т2: Трейнспоттинг”. Черная комедия о  постаревших, но так и не повзрослевших эдинбургских торчках, снята с теми же актерами, с тем же драйвом и новый саундтрек так же бьет по нервам. Сам Дэнни Бойлом считает, что  что его сиквел — о том, что за все приходится платить. Но на самом деле получился фильм о том, что за все уже заплачено дурацкой молодостью

Ксения Рождественская о фильме «Т2: Трейнспоттинг»


Вся лента