Судейским оставляют общий порядок несения службы

Белый дом не согласился с законопроектом Верховного суда

Белый дом дал отрицательные отзывы на пакет законопроектов Верховного суда, который предложил ввести отдельный вид госслужбы — государственной судебной службы. Правительство решило, что ВС не обосновал специфику деятельности сотрудников, которые обеспечивают работу судей. Специфика есть в работе сотрудников каждого ведомства, но регулировать ее можно внутренними регламентами, считает эксперт.

Фото: Евгений Павленко, Коммерсантъ

Верховный суд (ВС) внес в Госдуму законопроект «О государственной судебной службе РФ» и два проекта, которые вносят поправки в другие акты в связи с его принятием. ВС предлагает установить, что судебная служба — это специальный вид государственной службы на должностях судебной службы в аппаратах ВС, судов общей юрисдикции и арбитражных судов. Сейчас в конституционном законе о судебной системе говорится, что «работники аппарата суда являются государственными служащими» (ст. 32).

Общая численность судей и сотрудников аппаратов судов устанавливается законом о федеральном бюджете. Бюджет на 2017 год предусматривает численность сотрудников аппарата судов общей юрисдикции в 68,8 тыс. человек, сотрудников аппаратов арбитражных судов — в 11,86 тыс. человек, а также 522 сотрудника центрального аппарата Судебного департамента при ВС и 1392 работника аппарата Верховного суда РФ. Предложения ВС не касаются Конституционного суда и уставных судов российских регионов.

В пояснительной записке к законопроекту ВС говорится, что аппарат суда «обеспечивает непрерывную и бесперебойную деятельность судей по отправлению правосудия, тем самым государственные служащие аппаратов судов участвуют в осуществлении судопроизводства». На служащих аппаратов судов возложены и функции по материально-техническому обеспечению деятельности судей. В проекте хотят отдельно прописать обязанности судебных служащих: запрет быть в суде представителем граждан, заниматься предпринимательством.

При этом предложены особые условия работы служащих, в том числе защита чиновника и членов его семьи «от насилия, угроз и других неправомерных действий в связи с исполнением им должностных обязанностей», «обеспечение форменной одеждой». Применение форменной одежды чиновниками «повысит статус судебного служащего, позволит выделить его», говорится в пояснительной записке. Комплекс мер должен повысить престиж судебной службы, сохранить «имеющийся кадровый потенциал».

Правительство не поддержало идею выделения отдельной категории госслужащих. Проект и пояснительная записка не содержат «достаточных обоснований, подтверждающих специфику служебной деятельности в судебных органах», говорится в отзыве главы аппарата Белого дома Сергея Приходько. К тому же, как считает правительство, поправки приведут к увеличению расходов, поскольку законопроект позволит ввести ряд должностей, которых сейчас в аппаратах судов нет. Большинство же положений по части поступления на госслужбу и увольнения с нее «дублируют положения закона “О государственной гражданской службе РФ” либо схожи с ним».

Специфика работы есть в любом министерстве и ведомстве, говорит глава экспертно-аналитического центра РАНХиГС Николай Калмыков. Но «большая часть вопросов, связанная со спецификой работы госслужащих в отдельной сфере, может быть решена с помощью внутренних регламентов», считает он. Специфику работы судейского аппарата можно учесть и в действующем законодательстве, полагает господин Калмыков.

Максим Иванов, Ольга Дорохина

Вся лента