Модель опять заехала в тупик

Железнодорожную реформу согласовать не удалось

В дискуссии Минэкономики и ОАО РЖД о целевой модели рынка железнодорожных грузоперевозок не удалось достичь консенсуса: чиновники и монополия отказываются учитывать аргументы друг друга. ОАО РЖД хочет сначала обеспечить себе стабильный денежный поток и лишь потом переходить к какой-либо либерализации, министерство вновь с этим не согласно. Позиции сочтены непримиримыми, и проблему теперь, видимо, придется вынести на межведомственную рабочую группу.

Фото: Надалинский Евгений, Коммерсантъ

Заместитель главы Минэкономики Николай Подгузов вновь просит правительство поднять работу над целевой моделью рынка железнодорожных грузоперевозок (ЦМР) на уровень межведомственной рабочей группы (МРГ) из-за того, что не может сблизить позиции по ключевым моментам реформы с ОАО РЖД.

ЦМР разрабатывают с 2015 года, текущий проект был разослан Минэкономики в прошлом мае. Он включал в себя ряд предложений — как эволюционных (таких, как введение долгосрочных тарифов), так и вполне революционных — например, увязку экономической эффективности инфраструктурного проекта с источником их финансирования, выделение локомотивной составляющей в тарифе, привлечение частных инвестиций в локомотивную тягу, создание частных перевозчиков и т. д. (см. "Ъ" от 9 октября 2016 года).

Но, как писал "Ъ" 8 декабря прошлого года, ОАО РЖД не согласилось с этим вариантом. В своих правках монополия фиксировала правила игры на пять лет, прося долгосрочной индексации тарифа как минимум на уровне инфляции и введения порядка, при котором расширение инфраструктуры финансируется за счет грузоотправителей. Если же это не дает нужного денежного потока, начинался второй этап, когда ОАО РЖД предлагало создать на своей основе перевозчика с вагонами, а затем, возможно, согласиться и на конкуренцию.

В ответ Минэкономики вычеркнуло практически всю содержательную часть правок монополии. А в середине минувшего декабря вице-президент ОАО РЖД Сергей Мальцев сообщил господину Подгузову, что монополия не может согласовать проект ЦМР без учета ее замечаний. Проект "не признает проблемы долговременного непокрываемого дефицита инвестиций" в инфраструктуру, писал топ-менеджер, а исключение второго этапа, при котором либерализация рынка перевозок происходила бы лишь после ликвидации дефицита, "лишает ЦМР логичной последовательности". Сокращение затрат ОАО РЖД параллельно с введением пилотных частных перевозчиков "формирует противоречивые интересы у многих участников рынка, включая ОАО РЖД", пояснял господин Мальцев. Монополия была против и выделения локомотивной составляющей в тарифе.

В итоге Николай Подгузов сообщил вице-премьеру, главе совета директоров ОАО РЖД Аркадию Дворковичу (письмо есть у "Ъ"), что возможность сближения позиций отсутствует, и с учетом высокой степени готовности проекта ЦМР просил вынести спор на рассмотрение МРГ. То же самое уже произошло в июне 2016 года: тогда господин Подгузов также предлагал вынести обсуждение на уровень МРГ из-за недостижимости консенсуса (см. "Ъ" от 10 октября 2016 года). Заседание группы состоится, следует из уведомления, разосланного 12 января заместителем директора департамента промышленности и инфраструктуры правительства Валерием Шогеновым, дата пока не определена.

"На фоне головокружения от успехов в аппаратной борьбе и победы над оппонентами на тарифном поле ОАО РЖД полностью потеряло договороспособность в вопросах реформ,— полагает глава "Infoline-Аналитики" Михаил Бурмистров.— Компания не идет ни на какие компромиссы, отказываясь даже от тех полууступок, которые раньше использовались ею как аргументы в поддержку своей позиции по ЦМР — например, от готовности к лизингу локомотивов, этим обосновывали отсутствие необходимости частных инвестиций в тягу". По мнению эксперта, сейчас остался последний барьер, не сломленный монополией,— принцип публичности перевозок. Но вероятность того, что ОАО РЖД пролоббирует принцип take-or-pay или приоритетное оказание услуг инфраструктуры, сейчас выше, чем вероятность каких-либо уступок по ЦМР, считает господин Бурмистров.

Наталья Скорлыгина

Вся лента