Башкирская пригородная докатилась до Черноземья

«Дочка» РЖД купила у Тамбовской области пакет воронежской компании

Башкортостанская пригородная пассажирская компания (БППК, входит в «Российские железные дороги») стала участником аналогичной «дочки» РЖД в Воронежской области. Она получила 10% АО «Пригородная пассажирская компания „Черноземье“», выкупив долю администрации Тамбовской области. Кроме башкирской компании, отмечают в ППК «Черноземье», пакет никого не заинтересовал. Стоимость сделки не конкретизируется. В БППК о причинах вхождения в воронежскую компанию не говорят. Эксперты высказывают по этому поводу различные предположения.

Фото: Роман Яровицын, Коммерсантъ

О том, что Башкортостанская пригородная пассажирская компания вошла в состав акционеров Пригородной пассажирской компании «Черноземье» (Воронеж, обе компании входят в РЖД), стало известно из списка аффилированных лиц воронежской компании, опубликованного по состоянию на 31 декабря. Сделка была закрыта 2 декабря прошлого года. О ее стоимости не сообщается. Ранее БППК долями в других пригородных компаниях РЖД не владела. В самой башкирской компании причины приобретения пакета ППК «Черноземье» оперативно прокомментировать не смогли и попросили направить письменный запрос.

Другими акционерами ППК «Черноземье» являются РЖД (50,5% акций), Воронежское пассажирское автотранспортное предприятие №3 (25,5%), Белгородская область (9%) и администрация Липецской области (5%). Пакет БППК был приобретен, по информации „Ъ“, у администрации Тамбовской области: тамбовскому областному ГУП «Тамбовская управляющая компания» до декабря принадлежало 10% акций.

В ППК «Черноземье» сообщили, что доля Тамбовской области предлагалась к выкупу другим акционерам и третьим лицам, но кроме Башкортостанской пригородной пассажирской компании она никого не заинтересовала.

ППК «Черноземье» (уставный капитал 100 тыс. руб.) развивает пригородные железнодорожные перевозки в Воронежской, Белгородской, Липецкой и ряде других областей. 2015 год компания отработала с чистой прибылью в размере 407,2 млн руб. при выручке 634,3 млн руб. (по данным Kartoteka.ru). В предыдущие годы компания генерировала убытки.

Получить комментарии представителей администрации Тамбовской области не удалось: в приемной председателя комитета по управлению имуществом Глеба Чулкова с ним не соединили.

Башкортостанская ППК, по данным на начало ноября 2016 года, принадлежит РЖД на 99%, еще 0,83% владеет НКО «Центр Желдорреформа». Новый список аффилированных лиц предприятие не публикует равно как и годовой отчет за 2015 год. Компания развивает пригородные перевозки в Башкирии, Мордовии, Ульяновской, Челябинской и Оренбургской областях. Выручка в 2015 году составила 363,9 млн руб., чистая прибыль — 185 млн руб. 2014 год БППК завершила с чистым убытком в размере 215,5 млн руб.

По мнению аналитика ГК «Алор» Алексея Антонова, дочерние компании РЖД могли обменяться акциями, чтобы создать перекрестную структуру владения. «Перекрестное владение имеет свои преимущества. В некоторых случаях для головной компании холдинга уменьшается стоимость владения контрольными пакетами во всех компаниях перекрестного владения. Возможно, у РЖД есть план по созданию такого перекрестного владения акциями „дочек“, и там просчитали финансовые выгоды»,— отмечает эксперт. «Несколько лет назад руководство ряда областей предлагало создать частную компанию для организации пригородных пассажирских перевозок в Центральном федеральном округе. На фоне таких идей ППК „Черноземье“ может оказаться неплохим активом», — добавляет аналитик IFC Markets Дмитрий Лукашов.

В то же время глава аналитического агентства Infranews Алексей Безбородов отмечает, что логику перемещения акций пригородных пассажирских компаний с момента их формирования объяснить невозмоно, так как ее там нет. «Это какие-то игры убыточных предприятий, потому что среди пригородных пассажирских компаний нет ни одной по-настоящему прибыльной. Их прибыль „бумажная“ и скорее всего, сформирована за счет получения бюджетных денег»,— полагает собеседник. Глава аналитического отдела агентства Infoline-Аналитика Михаил Бурмистров считает, что стоимость выкупа 10% акций ППК «Черноземье» можно оценить в пределах 70 млн руб. «Эта сделка может быть фактической поддержкой РЖД решения Тамбовской области о выходе из капитала компании»,— отмечает он.

Булат Баширов

Вся лента