"Большая неприятность на всех самолетах — несинхронная уборка закрылков"

Эксперт в эфире "Ъ FM" — о строении самолета Ту-154

В ходе поисковой операции в Черном море поднят второй бортовой самописец упавшего самолета Ту-154. Об этом сообщили в Министерстве обороны. Накануне в подмосковном исследовательском центре был проведен предварительный анализ показаний первого "черного ящика" самолета. По некоторым данным, официально не подтвержденным, выявилась проблема с закрылками, которая и привела к крушению лайнера. Ситуацию в беседе с ведущим "Коммерсантъ FM" Маратом Кашиным прокомментировал командир экипажа самолета Ту-154 авиакомпании "Алроса" Андрей Ламанов.

Фото: Reuters

— Откуда взялась версия с закрылками, как вы думаете, если параметрический самописец не фиксирует переговоры пилотов, а лишь технические данные?

— Все правильно, он параметры пишет — уборка закрылков тоже входит в параметры этого самописца.

— Расскажите, какие бывают вообще самописцы?

— На самолете Ту-154 первый — это вот этот основной самописец, он находится в начале второго салона, в техотсеке. Второй — это речевой магнитофон МАРС, он находится в первом техотсеке за кабиной пилотов. И третий находится в хвостовой части, он особой важности не имеет, он как бы дублирующий, пишет параметры только перегрузки на посадке.

— Все вчера цитировали сообщение одного СМИ, где сообщалось, что есть запись переговоров, якобы кто-то из пилотов произносил слово "закрылки". Надо понимать, что этой информации не стоит доверять, потому что речевой самописец еще не расшифрован?

— Да, вот именно, что речевой самописец не найден. Но слово "закрылки" — это нормальное слово при взлете самолета. Потому что эти закрылки убираются в два этапа: сначала после взлета убираются закрылки на открытом положении с 28 градусов на 15, а потом с 15 до 0. И слово "закрылки", даже если кто-то там что-то слышал, это нормальное слово на этапе взлета.

Большая неприятность на самолете Ту-154, на всех абсолютно самолетах, связанная с закрылками — это несинхронная уборка закрылков. Но экипаж проходит подготовку, определенную учебу на тренажере, программа введена по действию при несинхронной уборке закрылков.

— Проблема может быть не с выпуском закрылков, а, наоборот, с их, как вы говорите, уборкой?

— На этапе взлета происходит только уборка закрылков. Вывод закрылков — абсолютно это исключено. Выпуск закрылков выпуск происходит на этапе снижения и захода на посадку.

— Как вы полагаете, когда нам объявят хотя бы приоритетную версию причин катастрофы?

— Вы знаете, вообще, все происшествия, связанные с гражданской авиацией, расследует Межгосударственный авиационный комитет, МАК сокращенно. Сейчас расследование ведет Министерство обороны, понимаете?

— Из чего вы делаете вывод?

— Я выводы никакие не делаю. Я просто говорю, что в течение суток при нормальном сохранении «черных ящиков» делается расшифровка.

Вся лента