«Голосу» срока не хватило

Движение требует увеличить время хранения записей с веб-камер на выборах

Движение «Голос» направило в Центризбирком РФ обращение, в котором требует упростить доступ к записям веб-камера на избирательных участках и установить для них срок хранения не менее года. Ранее ЦИК Башкирии отказался предоставить представителям партии «Яблоко» доступ к полным версиям видеозаписей процесса голосования. Партия получила их, только обратившись лично к главе ЦИК РФ Элле Памфиловой. Выяснилось, что камеры зафиксировали серьезные нарушения — «карусели» и факты вброса бюллетеней.

Фото: Олег Харсеев, Коммерсантъ

Совет движения «Голос» уведомил ЦИК РФ о трудностях, возникших при получении доступа к записям веб-камер, установленных на избирательных участках в Башкирии 18 сентября. Веб-камерами были оснащены более 400 участков в Уфе. «Мы столкнулись с ситуацией, когда на видеозапись были истрачены огромные средства, однако видеозаписи оказались малодоступны для участников выборов»,— отмечается в тексте обращения «Голоса». Кроме Башкирии сложности с доступом к записям возникли еще в пяти регионах, в том числе в Москве, Московской, Челябинской и Ростовской областях, а также в Красноярском крае. Представители движения отмечают, что проблемы с получением записей веб-камеры были и в 2012 году, когда они впервые использовались на выборах президента РФ, но в текущем году они увеличились. Авторы письма связывают это с тем, что полномочия по регулированию порядка доступа к записям были переданы местным избиркомам. «В результате в некоторых субъектах Федерации участники выборов 2016 года не получили доступ к видеозаписям, или получили его в сильно ограниченной форме»,— отмечается в обращении. Кроме того, «Голос» указывает на то, что региональные комиссии установили слишком короткий период хранения материалов: в девяти субъектах, в том числе в Башкирии, он ограничен тремя месяцами, в других субъектах максимум полгода. Региональные власти объясняют решение высокими затратами на хранение, но, по мнению руководства «Голоса», это больше напоминает «нежелание организаторов выборов предоставлять гражданам подробную информацию о происходившем на избирательных участках».

Авторы письма просят ЦИК скорректировать нормативную базу, регулирующую порядок обращения с записями веб-камер, установив для них срок хранения не менее года. Также «Голос» предлагает исключить пункт о том, что получить записи может только лицо, избирательные права которого были нарушены. Кроме того, ЦИКу предложено совместно с Верховным судом России «разработать меры, направленные на расширение использования видеозаписей в судебной практике».

Координатор движения «Голос» в Башкирии Ренат Факиев сообщил, что в обращении учитывались жалобы на трудности, возникшие при получении доступа к записям веб-камер у партии «Яблоко». Как сообщал “Ъ-Уфа”, видеоматериалы были предоставлены представителям партии только после обращения лично к главе ЦИК РФ Элле Памфиловой. Попытка просмотреть их в местных комиссиях сопровождалась сбоем записи, хотя в «Ростелекоме» сообщали, что все материалы находятся в полной сохранности.

В течение месяца «яблочники» просмотрели записи с четырех избирательных участков в Демском районе Уфы, рассказал представитель партии Рустем Мулюков. На УИК №9 был зафиксирован случай вброса бюллетеней одним из членом комиссии — она достала их из занесенной на участок спортивной сумки. На других участках отчетливо заметна «карусель» — на них приходят одни и те же люди и опускают бюллетени, отметил господин Мулюков. Ранее зампред «Яблока» Николай Рыбаков обратился к Элле Памфиловой с просьбой организовать расследование этих нарушений. «Обращение в Следственный комитет с нашей стороны тоже готовится»,— отметил Рустем Мулюков.

«То, что представителям «Яблока» были выданы записи с веб-камер, — это в принципе не предусмотрено законом,— отметила секретарь ЦИК Башкирии Марина Долматова.— Собственник этих записей — правительство республики, по заказу которого были установлены камеры и велась трансляция, и только оно может ими распоряжаться. Сейчас к ним нет доступа ни у кого». Представитель ЦИК пояснила, что срок хранения был установлен исходя из того, сколько закон отводит на обжалование результатов голосования, «а не по какой-то еще причине».

В «Башинформсвязи» (дочернее предприятие «Ростелекома») сообщили, что по условиям контракта с госкомитетом по информатизации и вопросам функционирования системы «Открытая Республика» записи хранились в ЦОД до 18 декабря, а после этого были выгружены на съемные носители.

Юрист по избирательному праву Юрий Сидоров отмечает, что «в идеале записи веб-камер должны помогать комиссиям в различных спорах, если, конечно, сами комиссии все делали по закону». «Но, к сожалению, мы наблюдаем, что скрываются данные не только записей видеотрансляций, но и другие материалы, связанные с ходом выборов. Думаю, обращение «Голоса» не останется без внимания, ведь на повестке дня легитимизация предстоящих в 2018 году выборов президента России»,— резюмировал собеседник.

Наталья Павлова

Вся лента