Ромашка спряталась

Что стало с некогда самым популярным в России мессенджером ICQ

К 20-летию самого популярного мессенджера нулевых ДАНИЛА МЕЛЬНИКОВ рассказывает, с чего начиналась история ICQ и как «аська» собирается вернуть себе былую славу. Заодно разбираемся, каким станет интернет-общение в ближайшем будущем.

В начале нулевых самый популярный интернет-пейджер в России (слова «мессенджер» тогда еще не придумали), помимо своих очевидных задач, неплохо решал и другую — демографическую. Выбираешь возраст: «18–25», пол: «Ж», местоположение: «Москва», статус: «Только онлайн». Искать. Сотни тысяч зеленых ромашек. Автор этого текста встретил жену в ICQ именно таким способом. Ведь когда-то «аськой» пользовались все: шутка ли, мировая аудитория в 100 с лишним миллионов пользователей. Сейчас у «ромашки» дела идут скромнее.

Как все начиналось

В 1998-м ICQ, созданную двумя годами ранее израильскими школьниками, выкупил крупный американский интернет-сервис AOL, который более или менее успешно развивал мессенджер, но прозевал коммуникационную революцию конца 2000-х. «Аська» стала терять популярность и со временем перекочевала под крыло Mail.ru Group. Тогда эксперты всерьез утверждали, что мессенджеры скоро умрут, а общение перейдет в соцсети. Сейчас это предсказание выглядит примерно так же, как известные слова о том, что миру понадобятся всего несколько компьютеров.

Зачем Mail.ru Group «аська»

«На тот момент ICQ и "Агент" вместе покрывали львиную долю рынка мессенджинга в России, — говорит Игорь Ермаков, руководитель подразделения Instant Messaging Mail.ru Group. — Крупнее каждого из них по отдельности был только Skype. Поэтому нельзя сказать, что мы купили кота в мешке. Цель была простая — лидерство на рынке. Тогда аудиторию ICQ составляли люди, которые общались с помощью стационарных ПК — десктопов. В то же время начиналась миграция пользователей и сервисов на мобильные устройства».

У ICQ существовали версии для сотовых телефонов на Java и Symbian, была и веб-версия, но основная работала исключительно на десктопах. Все файлы и история переписки хранились там же. По этой причине, если вы захотите предаться ностальгии и посмотреть, о чем вы болтали много лет назад, у вас, скорее всего, не получится — если, конечно, вы педантично не сохраняли данные «аськи» со всех своих ПК, которыми когда-то пользовались. Все, что сейчас можно увидеть в старом аккаунте ICQ, — это список контактов.

«В 2010 году уже появился WhatsApp, и мы начали активно работать над мобильной версией ICQ, — рассказывает Ермаков. — Вначале мы всех догоняли — создавали функции, которые уже были у многих конкурентов, но в последние годы мы внедряем собственные фишки — нейросети, например, распознавание речи. Это не просто speech to text, а расшифровка входящего аудиосообщения в текст. Маски, стикеры, звонки уже стали джентльменским набором для всех мессенджеров, ими никого не удивишь».

По словам Игоря Ермакова, ностальгический момент и помогает, и мешает «аське» на равных конкурировать с похожими сервисами. Ее название не менялось ни разу за 20 лет, а лого знакомо всем, кому сейчас 25 и больше. «Те, кто по-прежнему испытывает от "зеленой ромашки" положительные эмоции, ставят себе "аську" и продолжают пользоваться ею, но на эксплуатации одной ностальгии далеко не уедешь, — говорит Ермаков. — Во-первых, современный мессенджер должен предоставлять пользователю все востребованные функции, а многие до сих пор уверены, что ICQ — это что-то из времен ПК. Соответственно, мы вынуждены убеждать пользователей, что 1990-е давно прошли, а "аська" — это современный инструмент, не хуже других, а в чем-то даже лучше. Кроме того, ваш круг общения должен пользоваться тем же мессенджером, что и вы».

Будущее онлайн-общения

Смерть социальных сетей от рук мессенджеров — тренд сомнительный. Налицо другая тенденция — интеграция одного в другое и поиск наиболее удобных пользователю решений. Соцсети перенимают функционал мессенджеров, а последние стараются искать новые способы общения. Взять Snapchat или истории в Instagram. Кто бы мог подумать, что самоуничтожающиеся воспоминания могут быть кому-то интересны? Развитие «облаков» тоже меняет стиль общения — нет нужды быть онлайн или «в зоне доступа» в момент коммуникации. Вы получите все сообщения в полном объеме в тот момент, когда вам будет это удобно. Особенно ярко это проявляется среди детей. Если можно что-то сделать быстрее и проще, ребенок точно сменит привычку в этом направлении.

«Текст уйдет на второй план, уступив место комплексному медиаконтенту — тем же аудиофайлам или видео, — уверен Игорь Ермаков. — Благо инфраструктура телекома уже позволяет это сделать. Другое веяние — отказ от классических звонков. Зачем за них платить, если можно говорить бесплатно с помощью мессенджеров? Или — что еще более вероятно — возобладает тренд Apple, то есть операционная система объединит звонки во всех сервисах в один интерфейс. Вам будет без разницы, звонят ли вам через WhatsApp, с городского телефона или по ICQ».

Парадигма, по мнению Ермакова, меняется очень быстро. «Занимательный пример — арабские страны, — рассказывает он. — Там люди тотально общаются аудиосообщениями, совершенно не желая набивать текст вручную. Поэтому для той аудитории мы специально делаем чаты с исключительно "звуковым" функционалом. Получается своеобразный walky-talky».

Появятся ли в будущем некие агрегаторы мессенджеров? Специалист Mail.ru утверждает, что пока он не видит запроса на это со стороны пользователей: «Несмотря на схожий функционал, никто не отказывается от альтернатив в пользу одного-единственного мессенджера. Кроме того, интеграцию непросто сделать технически».

 

____________________________________________________________________

Данила Мельников

Вся лента