Небо. Самолет. Дебошир

Количество дебошей на авиатранспорте, растет год от года. По данным МВД, за девять месяцев 2016 года за правонарушения на воздушном транспорте к административной ответственности в России привлечены 1164 человека, к уголовной — 116 человек.

Юлия Савина

По данным Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA), в мире число авиадебошей в 2015 году составило 11 тыс. инцидентов, это на 17% больше, чем годом ранее. Большинство случаев — оскорбление членов экипажа и отказ выполнять требования бортпроводников. Около 11% связаны с физическим насилием в отношении других пассажиров или стюардов, а также причинением ущерба самолету. По данным IATA, в 23% случаев причиной нарушения порядка на борту стало алкогольное или наркотическое опьянение. Надо учесть, что за три года в период с 2010 по 2013 год произошло всего 20 тыс. инцидентов, когда пассажиры нарушали правила поведения на борту и в аэропортах.

Эксперты отмечают, что в группе риска чартерные рейсы на курортных направлениях (например, Турция, Индия), на которых противоправные действия чаще всего совершаются в состоянии алкогольного опьянения. Длительные рейсы, например трансатлантические перелеты, "славятся" нарушителями-курильщиками.

Эти закономерности верны и для иностранных перевозчиков. Так, в конце июля рейс австралийского бюджетного перевозчика Jetstar, направлявшийся из Сиднея в Таиланд, был перенаправлен в Индонезию, чтобы высадить шестерых хулиганов. Компания молодых людей, направлявшихся отдыхать, отказалась выполнять требования экипажа и вела себя агрессивно. Экипаж принял решение разгрузить группу на Бали. Авиакомпания заявила, что заботится о безопасности пассажиров и не потерпит "разрушительного поведения" со стороны дебоширов.

Иногда дебоширам удается долететь до места назначения, но по возвращении домой их ждет наказание. Новосибирская транспортная прокуратура возбудила административное производство по ч. 2 ст. 20.1 КоАП РФ (мелкое хулиганство) и по ч. 1 ст. 5.61 КоАП РФ (оскорбление) в отношении правонарушителя только после публикации в местном СМИ материала о дебоше на борту воздушного судна, следовавшего по маршруту Новосибирск--Гонконг. В середине декабря 2015 года находящийся в состоянии алкогольного опьянения авиапассажир постоянно нарушал общественный порядок на борту, проявлял неуважение к другим пассажирам и экипажу. Он не только громко нецензурно выражался и приставал к другим пассажирам, но и ставил бортпроводникам подножки, разбрасывал и кидал в пассажиров бортовое питание. Все, что смогли сделать члены экипажа,— пересадить дебошира на последний ряд салона. По прибытии самолета к месту назначения нарушителя передали полиции Гонконга, но ответил он за свои деяния, вернувшись в Россию. За совершение мелкого хулиганства суд назначил дебоширу наказание в виде штрафа в размере 2 тыс. руб. Административное производство за оскорбление четырех бортпроводников привело к тому, что правонарушителю назначили еще четыре штрафа по 2,5 тыс. руб., на общую сумму 10 тыс. руб.

В России этот штраф можно считать большим. Наказание за агрессивное поведение у нас минимально. И то, что дебош происходит в небе, не является отягчающим обстоятельством. В 2013 году известный боец смешанного типа Александр Емельяненко в состоянии алкогольного опьянения устроил дебош на рейсе Москва--Барнаул. По сообщениям Барнаульской транспортной прокуратуры, во время полета известный спортсмен "нарушал общественный порядок, громко разговаривал, приставал к пассажирам, провоцировал их на драку, не реагировал на замечания бортпроводников, требовал спиртное, выражался нецензурной бранью, курил в самолете". За все эти деяния в итоге ему назначили лишь символический штраф в 700 руб.

Компенсацию за неудобства пассажиров и издержки перевозчика, как правило, можно отсудить, если самолет совершил незапланированную посадку. Одну из самых больших компенсаций в России — 919 тыс. руб.— суд обязал выплатить авиадебошира Владимира Рахимова, который в нетрезвом состоянии учинил драку на борту рейса "Аэрофлота", следовавшего в Москву с Тенерифе. Экипаж вернулся в аэропорт вылета, передал хулигана полиции и только потом полетел в Москву.

Больше всех от дебоширов страдают бортпроводники. Нередко на просьбу вести себя спокойнее пассажир раздражается еще больше и начинает сыпать оскорблениями или прибегает к рукоприкладству. Совсем недавно, в конце ноября 2016 года, пассажирка ударила бортпроводницу рейса "Аэрофлота" Москва--Париж. Женщина "защищала" своего спутника-дебошира, которого пассажиры и экипаж за драку связали ремнем брюк. Пара распивала спиртные напитки, угрожала бортпроводникам, кричала на пассажиров, у них было изъято четыре литровых бутылки рома. Бортпроводница зафиксировала побои в травмпункте и обратилась с заявлением в линейное управление МВД. По решению Химкинского суда деструктивный пассажир привлечен к административному аресту сроком на семь суток, а в той же Франции за подобные деяния предусмотрен штраф в размере до €150 тыс.

Самым серьезным наказанием дебошира на борту у нас можно считать тюремный срок Сергея Кабалова, который в 2013 году пытался покурить в самолете авиакомпании "Когалымавиа", направлявшемся из Саратова в Египет. Попытка курения завершилась дракой с бортпроводником. Далее Кабалов грозился посадить самолет, где он захочет, и пытался прорваться в кабину пилотов. С отдыха в Египте пассажир не вернулся и спрятался в Белоруссии, откуда его выдали российским властям, поскольку против него завели дело за попытку угона воздушного судна. В итоге дебошир был осужден Мособлсудом на три с половиной года колонии строгого режима. Впоследствии Верховный суд РФ смягчил наказание до года и восьми месяцев. Также дебошира обязали выплатить 420 тыс. руб. компенсации стюарду, пострадавшему от побоев.

Порядок нарушают и пассажиры экономического класса, и те, кто летает в "бизнесе". В сентябре пассажир рейса Пекин--Москва "выражал явное неуважение к обществу, использовал ненормативную лексику, не реагировал на замечания и предупреждения работников авиакомпании". Кроме того, деструктивный пассажир порвал форменную одежду члену кабинного экипажа, и это поведение побудило командира воздушного судна совершить вынужденную посадку в Красноярске и сдать пассажира в руки полиции. Его привлекли к ответственности за мелкое хулиганство со штрафом в 1 тыс. руб.

Тысячи случаев нарушения порядка на борту самолетов заставляют авиакомпании и общественность требовать ужесточения ответственности за дебоши в небе, поскольку наказание за срывы в расписании, побои, оскорбления и прочие хулиганские выходки в России не соответствует тяжести прочиненного вреда.

Международный опыт

Авиадебоширы на рейсах иностранных перевозчиков встречаются не реже, чем у нас. Наказание, безусловно, зависит от тяжести правонарушения, однако практически везде оно строже, чем в России.

Великобритания

В Великобритании экипаж должен придерживаться хороших манер. Внутренняя инструкция по безопасности не позволяет членам экипажа привязывать нарушителей к креслу ремнями, использовать наручники или какие-либо другие средства для усмирения дебошира, кроме слов. Пассажиры сами должны защищать себя от агрессии. В случае если дебошир ведет себя особо буйно, стюардесса должна показать ему "красную карточку", на которой написано: "Если вы продолжите вести себя неподобающим образом, пилот посадит самолет и при первой возможности вас арестуют". После этого она должна записывать все происходящее в специальный блокнот.

Максимальное наказание за предусмотренные Аэронавигационным кодексом правонарушения составляет два года лишения свободы или/и £2 тыс. Однако "беспокойный авиапассажир" может быть задержан правоохранительными органами только в случае, если не может быть установлено или проверено его имя, если с ним нельзя связаться по предоставленному им адресу либо подлинность этого адреса вызывает сомнения. Кроме того, задержать могут, если арест необходим, чтобы предотвратить чьи-либо тяжелые увечья или разрушения, или для защиты какого-либо молодого/беззащитного лица. Иностранцев могут арестовать из-за сложности последующего их вызова в суд.

Италия

Итальянская практика борьбы с авиадебоширами одна из самых мягких в Европе. По сообщениям итальянских СМИ, большую часть инцидентов на борту удается урегулировать без вмешательства полиции. Менталитет жителей Апеннинского полуострова, несмотря на всю эмоциональность, предполагает склонность к сглаживанию конфликтов мирными средствами. Однако для тех, кто все-таки попал в руки правоохранителей из-за дебоша на борту, ждут неприятности.

Законодательство Италии по проблеме "беспокойных пассажиров" предусматривает за драку тюремное заключение сроком до шести месяцев или административный штраф до €309 (ст. 581 Итальянского кодекса санкций), в случае нанесения физических повреждений — тюремное заключение сроком от трех месяцев до трех лет (ст. 582 Итальянского кодекса санкций), за словесное оскорбление — тюремное заключение сроком до шести месяцев или административный штраф до €516 (ст. 594 Итальянского кодекса санкций), за угрозу — административный штраф до €51 (ст. 612 Итальянского кодекса санкций), за нанесение материального ущерба — тюремное заключение сроком до одного года или административный штраф до €309 (ст. 635 Итальянского кодекса санкций). Нарушение общественного порядка, а в случае, если лицо без уважительной причины отказывается подчиняться тому, кто охраняет общественный порядок, предполагает тюремное заключение сроком до трех месяцев или административный штраф до €309 (ст. 652 Итальянского кодекса санкций). Если пассажир отказывается выполнять любые требования по обеспечению безопасности полетов и авиационной безопасности воздушного судна, его ждет заключение сроком до трех месяцев или административный штраф до €206 (ст. 1095 Воздушного кодекса Италии).

Республика Корея

Согласно законодательству Южной Кореи, авиадебоширам грозит тюремное заключение вплоть до пяти лет, а если нарушение не очень крупное, то хулиган отделается штрафом до 2 млн вон (примерно $17 тыс.). Даже чиновникам и крупным предпринимателям не удается избежать наказания. Большой общественный резонанс получил скандал с Чо Хен А, вице-президентом главной авиакомпании страны Korean Air. Женщине не понравилось поведение стюардессы, она начала оскорблять персонал, несколько раз ударила сотрудников, развернула самолет и высадила часть экипажа. За агрессивное поведение Чо Хен А была наказана крупным штрафом и получила условный срок.

В 4-й и 8-й главах Акта о безопасности полетов и авиационной безопасности указана ответственность за деструктивное поведение пассажиров на борту самолета: за любые действия, совершенные против безопасности полетов — такие, как насилие, угроза, "эксплуатация" двери, аварийного выхода и (аварийных) приборов,— тюремное заключение сроком до пяти лет. Овладение воздушным судном и инсценировка сидячей забастовки грозит тюремным заключением до трех лет или штрафом до 20 млн вон Республики Корея. Попытка проникновения в кабину пилотов без разрешения командира воздушного судна обернется тюремным заключением до одного года или штрафом до 10 млн вон Республики Корея. Нанесение вреда или сексуальное домогательство других людей с использованием оскорбительных выражений, курения, опьянения, а также электрических приборов в нарушение предупреждения командира воздушного судна предполагает штраф до 5 млн вон Республики Корея.

США

В США Федеральный авиационный акт определяет величину штрафа для нарушителей порядка на борту в размере $10 тыс., а тюремный срок, к которому могут приговорить за серьезное преступление, может доходить до 20 лет (в случае вмешательства в работу находящихся "при исполнении" членов экипажа). В Штатах действует разветвленная система черных списков. Нежелательным пассажирам из списка "No flight" отказано в полете навсегда. В нем находится около 25 тыс. человек, но в основном это международные террористы и особо опасные преступники в розыске. Еще один список нежелательных лиц, которые не могут быть допущены на борт самолета, составляет и распространяет авиакомпаниям Центр по предотвращению заболеваний США. Он содержит данные о больных туберкулезом, вирусной геморрагической лихорадкой и другими опасными заболеваниями. Каждая авиакомпания также может завести свой черный список. Туда входят лица, когда-либо проявившие агрессию на борту. При этом все базы нежелательных пассажиров для общественности недоступны. Узнать о попадании в список можно, только покупая билет, а иногда с этим сталкиваются уже при посадке в самолет.

Американский авиаперевозчик Delta предупреждает пассажиров: "...при любом серьезном нарушении правил поведения пассажиром, которое подвергает опасности безопасность полетов или авиационную безопасность как остальных пассажиров, так и членов экипажа, экипаж может потребовать представителя правоохранительных органов встретить данный рейс. Более того, у правоохранительных органов может быть запрошена помощь в установлении личности пассажира в случае нарушения им таких федеральных требований, как запрет на курение, употребление принесенных с собой алкогольных напитков, вмешательство в работу экипажа, включающее нападения, угрозы и т. п., неповиновение экипажу, о чем будет доложено в FAA (Федеральное управление гражданской авиации) для предъявления данному пассажиру гражданских санкций. В очень серьезных случаях (изменение маршрута, физическое нападение на сотрудника и др.) Delta может добиться уголовного преследования через ФБР".

Франция

На рейсах французских авиакомпаний экипаж имеет право применить к дебоширу физическую силу, в случае если иные методы успокоения не сработали. В Air France, например, членов экипажа не только учат выявлять психически неуравновешенных пассажиров, но и просвещают об особенностях поведения лиц разных национальностей в разных ситуациях. Во Франции также составляются черные списки, которые ограничивают доступ на борт самолета хулиганам.

В соответствии с Кодексом гражданской авиации, капитан имеет право высадить любое лицо из числа пассажиров, которое может представлять угрозу безопасности полета и общественному порядку на борту (ст. L322-4). Cт. L322-5 того же кодекса идет дальше: "когда на борту воздушного судна или в месте, предназначенном для доступа на воздушное судно, происходит насилие, применяется санкция, предусмотренная ст. 222-11 и ст. 222-13 Кодекса санкций", которая грозит нарушителям спокойствия штрафом до €150 тыс., а за серьезные проступки тюремным сроком до десяти лет.

Число дебошей на российском авиатранспорте год от года растет. Эксперты говорят, что причина роста — отсутствие адекватного наказания для авиахулиганов

На рейсах заграничных перевозчиков авиадебоширы тоже не редкость. Однако в западных странах наказание за непристойное поведение на бортах значительно строже, чем в России

Вся лента