Истребитель И-15 на высоте

21 ноября 1935 года - советский летчик установил неофициальный мировой рекорд

21 ноября 1935 года советский летчик-испытатель Владимир Константинович Коккинаки побил абсолютный мировой рекорд высоты полета самолета на истребителе И-15, разработанном выдающимся русским и советским авиаконструктором Николаем Николаевичем Поликарповым. Рекорд остался неофициальным, поскольку на тот момент СССР не входил в Международную авиационную федерацию (FAI).

Фото: Фотоархив журнала «Огонек»

Разработка самолета И-15 начиналась как «подстраховочный вариант истребителя И-14», а сам самолет должен был называться И-14а. Проект И-14 представлял собой новшество авиастроения и во многом значительно опережал аналогичные западные разработки: конструкция предусматривала тормоза для колес убираемого шасси, масляно-пневматическую амортизацию стоек шасси, закрытую и отапливаемую кабину пилота, а также динамореактивные безоткатные пушки технологии Леонида Васильевича Курчевского. Л. В. Курчевский разработал конструкцию, сидя на Соловках; расстрелян в 1937 году как соратник Тухачевского. Нововведений было много, и возникло опасение, что на завершение проекта уйдет слишком много времени. Поэтому было принято решение привлечь Н. Н. Поликарпова, чтобы он «подстраховал» проект собственной разработкой.

Н. Н. Поликарпов использовал и переделал схему разработанного им в тюремном ЦКБ-39 истребителя И-13. Отчасти благодаря этому, а отчасти благодаря профессионализму Н. Н. Поликарпова и слаженной работе его коллег задание удалось выполнить в кратчайшие сроки, и в декабре 1932 года по итогам совещания в ЦАГИ (Центральный аэрогидродинамический институт), на котором присутствовал сам командующий ВВС Красной Армии Яков Иванович Алкснис (расстрелян в 1938 году как соратник Тухачевского), решили, в частности, переименовать проект И-14а в полноценный И-15.

Конструкция И-15 отличалась от всех прочих истребителей того времени верхним крылом типа «чайка», которое позволяло снизить лобовое сопротивление и увеличить маневренность самолета. Увеличено было и поле вертикального обзора, что немаловажно в воздушном бою.

Первым испытателем истребителя И-15 стал в октябре 1933 года знаменитый летчик Валерий Чкалов. Испытания прошли в целом успешно, однако крепление левой лыжи (дело было в снежное время) не выдержало нагрузки при пикировании и сорвалось. Тем не менее Чкалову удалось проделать разнообразные фигуры высшего пилотажа и затем посадить истребитель с выключенным двигателем. Самолет при посадке перевернулся, но Чкалов остался цел. Этот и другие недостатки конструкции, обнаружившиеся в последующих испытаниях, были в скором времени устранены, и истребитель был взят на вооружение.

Двумя годами позже, 21 ноября, другой летчик-испытатель Владимир Коккинаки поднял истребитель И-15 в воздух с целью побить мировой рекорд высоты полета самолета. Чтобы эта задача была осуществима, с самолета для снижения его массы было снято почти все, без чего можно было обойтись: вооружение, амортизация шасси и многие важные приборы. Остались только высотомер (альтиметр) и пара других легких устройств. Сиденье пилота заменили на тонкую дощечку, а сам пилот был одет лишь в утепленную куртку и кислородную маску; даже кабина не была герметична. Крылья были обтянуты тончайшей материей и покрыты гораздо меньшем количеством аэролака. Топлива должно было хватить только на дорогу наверх, снижаться пилот должен был, планируя при выключенном моторе. Условия были чрезвычайно неблагоприятны, так как, помимо всего прочего, на высоте стоял 60-градусный мороз. Пилоту удалось подняться на высоту 14 575 метров, что стало новым мировым рекордом. Предыдущая рекордная высота была меньше на 132 метра, это достижение принадлежало знаменитому итальянскому пилоту Ренато Донати, он установил его на учебно-спортивном самолете Caproni Ca.113 11 апреля 1934 года.

Побил рекорд Владимира Коккинаки и Ренато Донати британский летчик Фрэнсис Рональд Суэйн 28 сентября 1936 года на самолете Bristol Type 138a — 15 230 метров. Пилот Суэйн, в отличие от Донати и Коккинаки, был одет в высотно-компенсирующий костюм.

Петр Харатьян

Вся лента