«Нам говорили, что кризис не время заниматься благоустройством»

Сергей Собянин выступил с годовым отчетом в Мосгордуме

Ожидаемая продолжительность жизни москвичей достигла максимальной за всю историю, по уровню образования школьников город опередил США и многие европейские страны, а ликвидация маршруток в столице устранила несправедливость по отношению к льготникам. Об этом заявил столичный мэр Сергей Собянин в ежегодном отчете Мосгордуме. Градоначальник также сказал, что Москва «не намерена снижать темпы работ» по благоустройству городских улиц.

Мэр Москвы Сергей Собянин (в центре)

Фото: Петр Кассин, Коммерсантъ

Сергей Собянин пришел с ежегодным отчетом в Мосгордуму шестой раз, при этом он, как и ранее, зачастую больше останавливался на итогах своей работы за все прошедшие шесть лет, а не только за год. Так, говоря о преодолении кризиса столичной экономикой и росте инвестиций, он сказал, что за год их объем вырос на 1,6%. Но не преминул подчеркнуть, что с 2010 года показатель вложенных в городскую экономику средств увеличился на 60%. По словам господина Собянина, стабильность бюджета и восстановление экономического роста позволили городу «на 100% выполнять социальные обязательства». На этих словах раздались первые аплодисменты депутатов Мосгордумы, звучавшие еще неоднократно.

В целом выступление градоначальника, как и ранее, было подчеркнуто социально ориентированным. Дела в городе при этом обстоят неплохо. Так, в области образования московские школьники, по словам мэра, опередили по уровню читательской и математической грамотности сверстников из США и многих европейских стран. Это показало тестирование PISA всех 42 тыс. городских девятиклассников (в августе 2016 года его провели международные исследователи из Организации экономического сотрудничества и развития — ОЭСР). «Не только несколько избранных гимназий, но все московские школы дают образование мировых стандартов»,— порадовался господин Собянин. Говоря о медицине, градоначальник упомянул «трудный путь преобразований» в больницах и клиниках, переоснащение медоборудованием и, как результат, снижение младенческой смертности и рост ожидаемой продолжительности жизни горожан до 77 лет. «Это максимальный показатель за всю историю города»,— сказал Сергей Собянин. Он пообещал модернизировать роддомы, чтобы не осталось «палат на шесть-восемь человек с удобствами в коридоре», переделать приемные отделения больниц (оснастив их аппаратами КТ и МРТ для более оперативной диагностики) и «создать вертикаль лечения онкологических больных», сократив со 100 до 10 дней срок начала лечения таких пациентов.

Отдельно градоначальник остановился на транспорте. Говоря о недавно запущенном проекте МЦК, он поблагодарил президента Владимира Путина за его поддержку и сказал, что «в истории Москвы еще никогда» одновременно не открывалось 54 км новых линий и 26 станций, связанных с метрополитеном. Следующим таким проектом для мэрии станет строительство Третьего пересадочного контура, еще одного кольца метро: основной объем работ градоначальник пообещал завершить за пять-шесть лет. Кроме того, в ближайшие три года горожанам обещано 300 км новых дорог, 300 новых трамваев и 30 станций метрополитена.

Упомянул градоначальник и реформу городского транспорта. Напомним, что в августе 2016 года власти отменили большую часть из 509 действовавших в городе частных маршрутов, а оставшихся перевозчиков обязали закупить новые автобусы и принимать в них проездные и социальные карты. Реформа не прошла гладко: в соцсетях стали регулярно жаловаться на очереди в остановках. Господин Собянин заявил в Мосгордуме, что «новая модель работы позволила устранить вопиющую несправедливость» по отношению к льготникам, которые ранее не пользовались коммерческим транспортом. Для «остальных пассажиров» градоначальник нашел выгоду в снижении на 10–15 руб. цены на проезд — в случае приобретения билетов на большое количество поездок. Порадовался в связи с реформой мэр и привлечению в отрасль 10 млрд руб. частных инвестиций, пошедших на обновление подвижного состава. «По своим характеристикам парк наземного общественного транспорта Москвы является одним из самых новых, экологически чистых и комфортных среди мегаполисов мира»,— заключил он.

Отдельно в отчете была упомянута тема благоустройства. Напомним, что в 2016 году на ремонт 52 центральных магистралей по программе «Моя улица» власти выделили 22,4 млрд руб. Общая смета программы, рассчитанной еще на 2017 и 2018 годы, составила 126 млрд руб. Отметим, что накануне в столичной мэрии заявили о проведении новых аукционов на закупку тротуарной плитки (в том числе гранитной) на сумму 6,8 млрд руб.

«Нам неоднократно говорили, что кризис не время заниматься благоустройством. Я с этим не согласен, как и многие москвичи»,— сказал Сергей Собянин. По его словам, благоустройство улиц имеет не только «эстетическое значение», но также «притягивает инвестиции и развивает туризм». Экономический эффект от благоустройства улиц и парков градоначальник оценил в «десятки миллиардов рублей» дополнительных доходов бизнеса и «миллиарды рублей» налоговых поступлений в бюджет. «Поэтому правительство Москвы не будет снижать темпы работ по созданию комфортной городской среды»,— заключил мэр, вновь сорвав аплодисменты столичных депутатов.

Александр Воронов

Вся лента