Стивидоров прижимают к причальной стенке

Глава ФАС накажет портовиков за жадность

Уже на следующей неделе ФАС вынесет решения в отношении стивидоров, завышавших цены на услуги в портах. А вчера глава службы Игорь Артемьев в очередной раз потребовал от портовиков прекратить завышение тарифов и предупредил, что за повторные предупреждения штрафы могут быть увеличены. Кроме того, ФАС грозит отрасли и тарифными санкциями — повышением ставок аренды причальных стенок. В отрасли претензии господина Артемьева не признали, а некоторые эксперты отмечают, что эти инициативы могут привести к остановке работы стивидоров.

Фото: Александр Миридонов, Коммерсантъ

ФАС на следующей неделе вынесет решения в отношении стивидоров, выставляющих монопольно высокие цены в портах, рассказал вчера глава службы Игорь Артемьев. Летом ФАС возбудила антимонопольные дела против девяти компаний, подозревая их в завышении цен на перевалку контейнеров, зерна, нефти и минудобрений (см. "Ъ" от 22 июня). Это Туапсинский морской торговый порт и "Контейнерный терминал Санкт-Петербург" (входят в UCL Holding Владимира Лисина), Новороссийский морской торговый порт (НМТП) и Приморский торговый порт ("Транснефть" и группа "Сумма"), "Первый контейнерный терминал", "Петролеспорт" и Восточная стивидорная компания (Global Ports), подконтрольные структурам Андрея Мельниченко Мурманский морской торговый порт (39% у СУЭК, 37% у "Еврохима") и "Агросфера" (55% у "Еврохима").

Дела были возбуждены по итогам проверки рынка стивидорных услуг за 2013-2015 годы по поручению президента и правительства. На заседании президентской комиссии по ТЭКу в октябре 2015 года Владимир Путин требовал прекратить валютные расчеты в портах. ФАС пришла к выводу, что после либерализации тарифов в 2013 году услуги стивидоров подорожали в среднем в 2,5 раза, в службе начали говорить о возврате регулирования. Но уже в сентябре Игорь Артемьев заявлял, что ФАС не будет возвращать регулируемые тарифы, но ведомство предупреждало, что продолжит предъявлять стивидорам претензии.

Основной претензией были рассчитываемые в валюте тарифы, предлагалось оставить их только для нерезидентов, а для российских компаний ввести расчеты в рублях (см. также "Ъ" от 20 сентября). Вчера Игорь Артемьев сообщил, что вопрос по тарифам для иностранных компаний открыт, ведутся консультации с рынком. Еще в июне ФАС уведомила отрасль, что за поддержание монопольно высокой цены положен оборотный штраф в 1-15%. Господин Артемьев пояснил, что размер штрафа для стивидоров определится в течение месяца после решения, а для тех, кто не отреагирует, штрафы будут увеличиваться. По его словам, рост тарифов привел к увеличению логистических затрат, "это значит, что в полтора раза продукция стала менее конкурентоспособна на внешних рынках". Также Игорь Артемьев добавил, что "жадные люди" заплатят втройне, пригрозив, например, увеличить стоимость аренды стивидорами у государства причальных стенок. ФАС обвиняет стивидоров в выводе денег в офшоры и на дивиденды вместо инвестиций в инфраструктуру. "Не будите зверя, ведите себя прилично!" — подчеркнул глава службы.

Официально компании не комментируют высказывания главы ФАС, но источники "Ъ" в отрасли выражают несогласие с ними. Например, один из них говорит, что порты даже в кризис показывают положительную динамику, здесь сформирован инвестиционный климат, а на 1 руб. госсредств приходится 4 руб. частных. Собеседнику "Ъ" непонятна негативная оценка отрасли со стороны ФАС. Надежда Малышева из PortNews отмечает, что распорядителем около 80% причальных стенок в РФ является ФГУП "Росморпорт". По ее словам, несколько лет назад были установлены правила передачи причалов в долгосрочную аренду на 49 лет, что позволило стивидорам привлечь долгосрочные инвестиции и принять стратегии развития. Госпожа Малышева подчеркивает, что состояние причалов в России нельзя назвать ветхим, но в суды и так поступает значительное количество жалоб стивидоров на завышенную стоимость их аренды. Эксперт подчеркивает, что ФАС легче всего, не обращая внимания на экономические аргументы и имея поддержку лоббистов сырьевых компаний и ОАО РЖД, требовать изменения правил игры, что чревато остановкой целой инфраструктурной отрасли.

Анастасия Веденеева

Вся лента