Скорый товарный

Клиенты РЖД готовы доплачивать за быструю доставку грузов

Как выяснил "Ъ", ОАО РЖД не удалось убедить владельцев вагонов и грузоотправителей поддержать идею дифференцированного роста тарифов на 2017 год. Она была призвана помочь закрыть дефицит бюджета ОАО РЖД, но участники рынка настаивают на фиксированной индексации в 4,5%. Зато они предлагают монополии новый дополнительный источник дохода — тарифную премию в 2% за рост скорости перевозки.

Фото: Олег Харсеев, Коммерсантъ

Железнодорожные операторы и грузоотправители выступили против идей ОАО РЖД по точечным изменениям прейскуранта 10-01 (основной тарифный документ монополии), призванных покрыть дефицит бюджета компании. Утвержденные долгосрочные параметры индексации тарифа ОАО РЖД на 2017 год — 4,5%, но монополия предлагала несколько механизмов дополнительного роста доходов. Первый — дополнить индексацию в 4,5% точечными изменениями (подробнее см. "Ъ" от 22 сентября) и сохранить действие экспортной надбавки к тарифу в 13,4% на весь год. Второй — повысить общую индексацию до 6,8%, внести точечные изменения, но не продлевать экспортную надбавку после 30 января 2017 года. Третий — обойтись без надбавки и точечных изменений, но проиндексировать тариф на 9,6%.

Вчера эти предложения рассмотрел президиум Совета операторов железнодорожного транспорта (СОЖТ), следует из проекта протокола, с которым ознакомился "Ъ". Президиум счел, что в 2017 году должна быть единая индексация тарифа не более 4,5%. Дифференцированную индексацию и точечные изменения СОЖТ считает необоснованными, равно как и расширение верхней границы тарифного коридора (у ОАО РЖД есть право на скидки и надбавки к тарифу ФАС) с 13,4% до 25%. Ранее о такой идее говорил глава Минтранса Максим Соколов.

Позицию СОЖТ в целом разделяет Совет потребителей ОАО РЖД, комитет по тарифному регулированию рассматривал этот вопрос 12 октября ("Ъ" знаком с протоколом). Потребители отмечают, что реализация предложений ОАО РЖД повышает индексацию тарифа на 2017 год более чем вдвое, и предлагают запросить дополнительные доказательства наличия дефицита бюджета компании. Если он будет доказан, надо рассматривать увеличение индексации или покрывать его госсубсидиями, считают в совете. Грузоотправители выступили в поддержку общей индексации "без скрытой дополнительной индексации, нарушающей сложившийся отраслевой баланс" и против продления экспортной надбавки. Не поддержал совет и идеи ОАО РЖД изменить основание для введения надбавки к тарифу: сейчас возникает при резком изменении мировых цен на товар, монополия предлагала основываться на изменении рублевых цен. Потребители согласны дать возможность ОАО РЖД вводить скидку в 50% на высококонкурентных направлениях, но лишь в том случае, если конечный тариф покрывает затраты монополии. Минэкономики также не поддержало точечные изменения, кроме индексации тарифов на перевозки грузов в контейнерах (ОАО РЖД предлагало дополнительную индексацию в 4,2% на 2017 год), следует из протокола.

Изменения в прейскурант, рассказывает "Ъ" источник, знакомый с ситуацией, должны были обсуждаться и на тестовом заседании Совета рынка транспортных услуг на железнодорожном транспорте, назначенном на пятницу. Совет еще не создан, но по плану разработки нового прейскуранта должен участвовать в его обсуждении (см. "Ъ" от 13 октября). Но совещание в итоге отменили, следует из письма директора департамента госполитики в области железнодорожного транспорта Минтранса Вячеслава Петренко.

Сами грузоотправители предлагают альтернативу для ОАО РЖД — "тарифную премию" за качество работы. Как рассказывает "Ъ" собеседник в отрасли, сходная концепция была изложена Минэкономики на совещании у заместителя министра Николая Подгузова две недели назад. Скорость движения грузов у ОАО РЖД в 2015-2016 годах, говорит источник "Ъ", повысилась на 20%, и грузоотправители подсчитали, что 10% ускорения эквивалентны 1% индексации тарифа (13 млрд руб. в год). Поэтому они считают, что можно дать монополии дополнительную индексацию в 2% на 2017 год и далее предоставлять премию на следующий год в зависимости от улучшения этих параметров. Сейчас от ускорения движения выигрывают операторы, которым нужно меньше вагонов на то же количество грузов, говорит источник "Ъ", но эту премию справедливо перераспределить в пользу ОАО РЖД. Операторы не останутся внакладе, считает он, поскольку они выставляют цены на свои услуги в виде тарифа прейскуранта с премией, при индексации тарифа их маржа будет расти.

Наталья Скорлыгина

Вся лента