В Кувейте полыхнул дорогой бензин

Повышение цен на топливо спровоцировало в эмирате беспрецедентный кризис

Кувейт, одна из богатейших стран Персидского залива, сумевшая относительно безболезненно пережить "арабскую весну", столкнулась с беспрецедентным политическим кризисом. К нему привел конфликт между двумя ветвями власти — законодательной и исполнительной. В итоге монархия осталась без парламента, который был распущен эмиром, а правительство потеряло трех министров, обвиненных в самовольном повышении цен на бензин и ушедших в отставку. Теперь Кувейту предстоит 26 ноября провести досрочные парламентские выборы. Эксперты предвидят нарастание в эмирате политической и социальной напряженности, выделяя ключевой дестабилизирующий фактор — резкое снижение доходов от экспорта нефти, вынуждающее власти идти на непопулярные меры.

Фото: Jamal Saidi / Reuters

Указ о роспуске однопалатного Национального собрания (парламент), состоящего из 50 депутатов, 87-летний эмир Кувейта шейх Сабах аль-Ахмед аль-Джабер ас-Сабах подписал 16 октября. В документе сообщалось, что он принят "в соответствии с 107-й статьей конституции с учетом сложившейся ситуации в регионе и вызовов в сфере безопасности".

Очередные парламентские выборы планировалось провести летом 2017 года по истечении полномочий Национального собрания, избранного на четырехлетний срок в июле 2013-го. Причем мало что предвещало иное развитие событий: взаимодействие депутатов с правительством выглядело образцовым, парламент за три с небольшим года успел принять 113 законов, включая обсуждавшийся 40 лет закон о праве подданных подавать иски напрямую в Конституционный суд, минуя нижестоящие инстанции. В стране наблюдалась относительная политическая стабильность, в отличие от предыдущих семи лет (с 2006 года), когда парламент распускался шесть раз — в результате постоянных разногласий между правительством и депутатами от оппозиционных объединений — главным образом исламистами и популистами. Кабинет традиционно формируется из ближайшего окружения эмира и возглавляется членом династии ас-Сабах, правящей в Кувейте с 1750 года. Нынешний премьер — 74-летний шейх Джабер аль-Мубарак ас-Сабах.

На ситуации в эмирате отразилось падение цен на энергоносители. Кувейт, один из ключевых членов ОПЕК, обладает крупными запасами нефти — около 102 млрд баррелей, то есть 9% мировых запасов. Этой стране, добывающей 3 млн баррелей в сутки, нефть дает около 50% ВВП, 95% доходов от экспорта и 95% доходной части госбюджета.

Нынешний конфликт между законодательной и исполнительной ветвями власти был спровоцирован инициативой группы министров, которые повысили цены на бензин без одобрения парламента. Спикер Национального собрания Марзук ар-Ранем пояснил: тем самым правительство пыталось предотвратить пересмотр кредитного рейтинга Кувейта в сторону понижения, о чем предупредило международное рейтинговое агентство Moody`s. (В мае 2016 года Moody`s присвоило эмирату рейтинг Aa2 с негативным прогнозом.) Куда более жестко в адрес кабинета высказались парламентарии, потребовавшие привлечь к ответственности тех, кто "самовольно поднял цены на топливо и замешан в финансовых нарушениях".

На фоне бензинового скандала трем министрам пришлось подать в отставку, а эмиру — распустить парламент, мотивировав свое решение среди прочего "проблемами безопасности". Эти проблемы действительно существуют: с момента возникновения "Исламского государства" (запрещено в России) Кувейт сталкивается с угрозой терактов. Например, в июне 2015 года смертник произвел взрыв в шиитской мечети в столице эмирата — Эль-Кувейте, в результате погибли 27 человек, более 200 получили ранения. Но более серьезной представляется другая опасность — массовых волнений. В ноябре 2011 года тысячи жителей эмирата предприняли попытку штурма парламента, а десятки прорвались внутрь. Полиции и армии пришлось дубинками разгонять толпу, требовавшую отставки премьера.

"До последнего времени эмиру Кувейта, одному из самых опытных политиков в регионе, удавалось поддерживать баланс между различными ветвями власти в стране,— говорит "Ъ" советник директора Российского института стратегических исследований Елена Супонина.— Вся полнота власти находится в руках монарха, и он, как правило, выступает верховным арбитром, сглаживая возникающие противоречия. Благодаря этому Кувейт выстоял на фоне революций, охвативших многие соседние страны".

"Нынешний конфликт можно считать серьезным сигналом арабским монархиям о том, что у падения цен на нефть есть свой предел,— продолжает госпожа Супонина.— Хотя себестоимость ее добычи в таких странах, как Кувейт и Саудовская Аравия, ничтожно мала, даже они испытывают нехватку нефтедолларов, что приводит к дырам в бюджете и выливается в подобные инциденты".

По словам собеседницы "Ъ", сейчас главная задача властей Кувейта — избежать социального недовольства. Повысив цены на бензин, правительство одновременно приняло беспрецедентное решение — предоставлять бесплатно 75 л бензина в месяц каждому водителю, имеющему кувейтское подданство.

Георгий Степанов

Вся лента