«Аркаим» не полез в бутылку

Суд отказался ограничить права на использование географического названия

Суд по интеллектуальным правам отказал уфимской компании «Бизнесинвестгрупп» в регистрации исключительных прав на использование товарного знака «Аркаим». Предприятие заявило в суде, что хочет выпускать безалкогольные напитки под этим брендом, но Роспатент, а затем и суд сочли, что такое ограничение на использование названия будет «противоречить общественным интересам». Истец, известный многочисленными аналогичными исками к Роспатенту по регистрации прав на самые разные марки, намерен пересмотреть решение в вышестоящих судах.

Фото: Дмитрий Азаров, Коммерсантъ

Уфимская компания «Бизнесинвестгрупп» предпринимателя Азамата Ибатуллина не смогла добиться в Роспатенте, а затем и в Суде по интеллектуальным правам регистрации исключительных прав на использование товарного знака «Аркаим». Роспатент отказал в регистрации этих прав компании в декабре 2014 года, Суд по интеллектуальным правам — 27 сентября (решение опубликовано 4 октября).

«Бизнесинвестгрупп» обратился в суд после того, как права на исключительное использование марки потерял предыдущий владелец — челябинское предприятие «Уралпромлизинг». Оно было признано банкротом. В заявке, направленной в Роспатент, уфимская компания указала, что хочет выпускать безалкогольные напитки марки «Аркаим». Роспатент отказал, сославшись на статью 1483 Гражданского кодекса РФ. Ведомство указало, что марка до степени смешения сходна с названием «особо ценного объекта культурного наследия народов РФ» — музейного комплекса «Аркаим», «являющегося неотъемлемой частью всемирного культурного наследия», и регистрация исключительных прав на нее противоречила бы общественным интересам. Кроме того, отметили в Роспатенте, «Бизнесинвестгрупп» зарегистрирован в Уфе, а село Аркаим находится в Челябинской области, поэтому использование бренда в продукции компании могло бы ввести покупателя напитков в заблуждение. Дополнительным доводом стал отказ в регистрации прав на знак «Аркаимские просторы» московскому НКО «Благотворительный фонд сохранения и развития достижений духовной культуры», выданный в 2012 году и устоявший в судебном разбирательстве.

«Бизнесинвестгрупп» в суде попытался доказать, что музейный комплекс «Аркаим» не является особо ценным объектом, а часть бренда уже использовалась без регистрации прав для маркировки напитков челябинской компанией «Аркаим аква». Кроме того, компания сообщила, что у нее есть филиал в селе Кизильском Челябинской области, недалеко от Аркаима, что не будет вводить потребителя в заблуждение относительно географии производства продукции.

Суд согласился с доводами Роспатента. Решающим аргументом стало то, что «товарный знак воспроизводит название памятника культурного наследия России», входящего в одноименный историко-культурный заповедник, имеющий статус объекта культурного наследия.

Компании Азамата Ибатуллина и членов его семьи известны различными исками к Роспатенту с требованием регистрации исключительных прав на бренды, в том числе такие всемирно известные как Orbit, Stimorol, «Хохлома» и другие. Большую часть исков компании проиграли. По данным Kartoteka.ru, за «Бизнесинвестгрупп» закреплены права на 10 товарных знаков, в том числе Hershi, «Жидкая валюта» и «Огненный лед», на другие компании предпринимателя — шесть, например «Колобок» и «Палочки оближешь».

Господин Ибатуллин заявил, что считает решение суда абсурдным и намерен его обжаловать.

Руководитель практики по разрешению споров, связанных с объектами интеллектуальной собственности, группы правовых компаний «Интеллект-С» Максим Лабзин таких перспектив не видит. «Довод о том, что товарный знак был ранее зарегистрирован, не имеет значения: законность ранее зарегистрированных знаков в этом деле не проверяется. Даже если раньше Роспатент с нарушением зарегистрировал права на эту марку, это не основание регистрировать ее вновь»,— заключил эксперт.

Булат Баширов

Вся лента