Откуда такие цены

Как определяется стоимость подписки на онлайн-телевидение, а также музыкальные и книжные интернет-сервисы

Цена имеет значение, а уж тем более в кризисные времена. Осознанное потребление, давно ставшее нормой и признаком хорошего тона, подразумевает внимательное отношение к вопросу не только качества, но и цены. Мы хотим и имеем право знать, почему вещи стоят столько, сколько они стоят. В специальной рубрике “Ъ-Lifestyle” представители брендов и компаний объясняют, как формируются цены на те или иные товары и услуги, начиная с блюда в модном ресторане и заканчивая билетами в театр. Ну а редакция в обязательном порядке комментирует их доводы.

Очевидно, что сервисы подписки предлагают самый выгодный доступ к легальному контенту. Но вот как формируется цена на тот или иной сервис, уже не столь очевидно. Тем более странно, если стоимость месячной подписки меняется в зависимости от операционной системы пользователя.

Поэтому “Ъ-Lifestyle” решил расспросить представителей «Яндекс.Музыки», Bookmate («Букмейт») и Amediateka («Амедиа ТВ»), за что именно мы платим, подписываясь на их контент.

Андрей Гевак, руководитель сервиса «Яндекс.Музыка»:

«Каждый месяц “Яндекс.Музыку” на самых разных устройствах слушают почти 20 миллионов пользователей из разных регионов России, Украины, Беларуси и Казахстана. Легальные музыкальные сервисы становятся все более популярными, и причина понятна: людям не хочется тратить силы на поиск и скачивание музыки. Подписка на месяц стоит столько же, сколько три поездки на метро или хот-дог, а взамен слушатель получает доступ к десяткам миллионов треков в высоком качестве, персональные рекомендации, возможность слушать музыку офлайн по всему миру и отсутствие рекламы.

Стоимость подписки на “Яндекс.Музыку” немного отличается в зависимости от того, где ее оформлять. Самая низкая цена на сайте сервиса — 169 рублей, в Google Play подписка стоит 199 рублей, в App Store — 229 рублей. Разница объясняется тем, что в стоимость подписки через приложения включена комиссия магазинов.

Наибольшая часть выручки, полученная от продажи подписок, уходит правообладателям, которые в итоге распределяют деньги между исполнителями. Если объяснять просто, то каждый квартал мы считаем, какое количество треков прослушали у того или иного правообладателя, делим получившееся число на общее количество всех прослушиваний на сервисе и распределяем деньги между правообладателями пропорционально. Правообладатели, в свою очередь, распределяют вознаграждение между артистами в соответствии с договоренностями.

“Яндекс.Радио” — такой же легальный сервис, как и “Яндекс.Музыка”, но устроен иначе: ты выбираешь, какое у тебя настроение или в какой ситуации ты находишься, а система рекомендаций предлагает музыку потоком. Его можно слушать и без подписки, бесплатно — в этом случае вы будете слушать музыку с аудиорекламой.

Аудиореклама — альтернативный способ “заплатить” за удобный сервис и сказать спасибо музыкантам. Подписчики “Яндекс.Музыки” рекламу в “Яндекс.Радио” не слышат».

Андрей Баев, управляющий директор Bookmate:

«На “Букмейте” есть три уровня подписки: бесплатная — по сути, и не подписка — классику и весь public domain (произведения, которые не защищены авторским правом.— “Ъ-Lifestyle”) можно читать бесплатно; стандартная — 199 рублей в месяц за тысячи книг на русском языке без новинок и бестселлеров; и премиум — 349 рублей в месяц за доступ ко всей библиотеке “Букмейта” с каталогом книг на 12 языках.

Мы достаточно долго пытались найти баланс между стоимостью контента, которую мы должны выплачивать правообладателям, и конечной ценой подписки для читателей. Пришлось учесть и желание издательств дифференцировать стоимость книг по популярности и новизне. Последние несколько лет “Букмейт” работает с авторами и издателями по модели разделения прибыли. Стоимость каждой подписки делится следующим образом: 50% получает магазин приложений (AppStore и Google Play — от 30% до 42% в зависимости от страны) и “Букмейт” на развитие продукта, а еще 50% отправляется правообладателям, книги которых подписчик читал в этом месяце. Эти деньги делятся между правообладателями пропорционально — по количеству прочитанных подписчиком за месяц страниц».

Денис Горшков, генеральный директор «Амедиа ТВ»:

«В нашем случае цена — это стоимость месячной подписки на каталог контента, которая включает в себя доступ ко всем платформам (мультискрин), подключение до пяти устройств, HD-качество, субтитры и, самое главное, — выход эксклюзивных премьер одновременно с мировым релизом.

На цену подписки влияют несколько показателей:

• ограничения студий (правообладателей контента) по модели SVOD (в контрактах указывается минимальная цена за контент по данной модели);

• курс доллара, потому что более 80% наших закупок осуществляется за рубежом в долларах. Мы напрямую зависим от курса;

• общая экономика проекта: комиссии вендоров (Smart TV, Apple, Google), технические расходы на поддержку сервиса, оплата лицензий ПО, DRM (защита контента) и т. д. Все это заложено в цену и забирает в зависимости от платформы до 50%;

• безусловно, при формировании или изменении цены мы также принимаем в расчет макроэкономические показатели, конкурентное окружение и лояльность наших пользователей.

Стоимость подписки на месяц составляет 599 руб. У нас постоянно действуют различные промоакции, длительная подписка стоит дешевле (при покупке на год скидка составляет 50%), есть пробные и бесплатные периоды, акции TRY & BUY. Мы четко понимаем, что на несформированном рынке платной подписки с пиратским окружением важно облегчить точку входа, дать пользователям возможность попробовать сервис бесплатно, вовлечь зрителя и “подсадить” его на легальный контент».

Мнение “Ъ-Lifestyle”:

Получить неограниченный доступ ко всей музыке по цене альбома или возможность прочитать полное собрание сочинений Достоевского по цене одного тома? Кажется, баланс между экономией и интересами правообладателей найден.Только вот если подписку вы оформляете, а читать, слушать и смотреть забываете, задумайтесь о том, так ли она вам нужна. 12 раз по 229 или 559 — и вот уже за год набежала сумма, которую вы точно придумаете, как потратить.

 

______________________________________________________________________

Денис Сидоров

Вся лента