В музей со своим медиа

Отдел кино- и медиаискусства ГМИИ им. Пушкина, который занимает главный дом усадьбы Голицыных, открывает вторую выставку работ современных видеохудожников из серии "Дом впечатлений".

Йоханна Биллинг. "Пульхаймский джем-сейшен"

Фото: ГМИИ им. А.С. Пушкина

С приходом Марины Лошак на должность директора Пушкинского музей стал потихоньку сдвигаться в сторону современного искусства, как это уже давно происходит с крупными институциями на Западе. Правда, причины расширения хронологических рамок у нас и у них немного разные. Западные музеи, в особенности американские, ориентируются на коллекционеров, которые активно интересуются современностью и инвестируют в нее. В нашем случае причина другая: необходимо выстроить родословную искусства и объяснить, как сегодняшние мастера выросли из того, что было. В стране, чья история богата культурными разрывами и перезагрузками, это благородная задача. Не сказать чтобы вторжения современных художников (Вима Дельвуа, Александра Пономарева) в коллекцию Пушкинского были очень уж впечатляющими. Зато с этого года у ГМИИ появился отдел кино- и медиаискусства. Его возглавляет Ольга Шишко, куратор, на чьем счету интереснейший "Медиафорум" — фестиваль, где прошло немало первых в России показов всемирно известных видеохудожников. "Прогулка с трубадуром" — вторая выставка отдела, и она обещает быть не менее интересной, чем первая, нескромно называвшаяся "Классика и современность медиаискусства". Для Пушкинского появление такого отдела — маленькая революция, потому что эта область искусства считается одной из самых сложных с точки зрения зрительской включенности. Наделить видео-арт весом и репутацией серьезного высокого искусства — это вызов, и понятно, что взаимодействие с аудиторией будет выстраиваться с чистого листа, без скидок на то, что отдел — часть очень популярного музея.

Если первый опыт команды Ольги Шишко просто показывал большие возможности видеохудожников, то "Прогулка с трубадуром" посвящена звуку и музыке в современном экспериментальном медиаискусстве. Здесь тоже есть как классики, так и современники. Среди первых — крестный отец авангардного кино Америки Йонас Мекас и частый гость в Москве Гэри Хилл. Выделяются на выставке скандинавы — шведка Йоханна Биллинг и исландец Рагнар Кьяртанссон, герой фестиваля "Манифеста" в Санкт-Петербурге. Биллинг сотрудничала с жителями шведского городка и с их помощью поставила нечто вроде современного ремейка знаменитой сцены из "Уикенда" Жан-Люка Годара. Ее работа называется "Пульхаймский джем-сейшен". Если у Годара бесконечная пробка, в которой стоят французские дачники, показана сатирически, то Биллинг воспринимает вечное стояние автомобилиста как экзистенциальный опыт или абсурдистскую пьесу.

Как и в прошлый раз, отдел кино- и медиаискусства не оставил без внимания работы русских художников. Они здесь наравне с западными коллегами, что в случае Виктора Алимпиева, Саши Пироговой и Петра Жукова выглядит вполне справедливо. Все они очень преданы своим темам: Алимпиев — музыкально-балетной, Пирогова — хореографическим зарисовкам, Жуков — мистике. А без преданности в этом жанре искусства делать нечего. Видео позволяет художнику расширять правила игры практически до бесконечности. Очень часто это оборачивается столь радикальной отменой всяческих рамок, что из эксперимента работа превращается в тест на концентрацию внимания. И нужно хорошо представлять себе, в чем фокус и когда остановиться.

Валентин Дьяконов

Рубрику ведет Мария Мазалова

Вся лента