«Интонацией пьеса напоминает монологи Евгения Гришковца»

Театральный обозреватель «Коммерсантъ FM» Марина Тимашева анонсирует спектакль «Спасти камер-юнкера Пушкина» театра «Школа современной пьесы».

Фото: Михаил Гутерман, Коммерсантъ

Открыл сезон театр «Школа современной пьесы». Здание его все еще на реконструкции, труппа играет в помещении бывшего Дома культуры им. Серафимовича. Здесь в четверг можно посмотреть очень симпатичный спектакль «Спасти камер-юнкера Пушкина». Пьеса Михаила Хейфеца интонацией напоминает монологи Евгения Гришковца. Художественный руководитель «Школы» Иосиф Райхельгауз удачно с его текстами работал, то есть его театру такой тип литературы близок.

Молодость лирического и очень смешного героя спектакля пришлась на советскую власть, а взрослеть ему пришлось в 90-е годы. Зрители сидят по две стороны от сцены, напоминающей песочницу, засыпанную не то землей, не то золой. Образ понятен: от песочницы до могилы. В театре представлена, по сути дела, история воспитания чувств, поскольку всю свою жизнь наш герой выясняет отношения с Пушкиным Александром Сергеевичем. Сначала он поэта ненавидит и жалеет, что того не убили прежде, чем он создал «энциклопедию русской жизни», потом использует его стихи для знакомства с нежными барышнями, потом начинает вдумываться в их смысл, потом интересоваться жизнью Пушкина и думать о том, как можно было помешать встрече Дантеса с Геккереном или ссоре Пушкина с Идалией Полетикой. Каждую ситуацию актеры разыгрывают по несколько раз, рассматривая все возможные варианты развития событий. К финалу Питунин готов заслонить Пушкина от пули собственным телом. Поэтому у пьесы есть подзаголовок: «История несостоявшегося подвига». Веселенькой ее не назовешь, но режиссер и актеры всячески подчеркивают связь пьесы с абсурдистской традицией и с «Прогулками с Пушкиным» Абрама Терца, то есть мрака не нагнетают.

Тем же вечером в Театре им. Моссовета – «Морское путешествие 1933 года», вариация на тему фильма Стенли Крамера «Корабль дураков».

Вся лента