Поддай газу

Двигатели на дровах, на газу и сжатом воздухе

Газовая атака

Фото: Автопилот

Газотурбинный двигатель использует энергию сжатого и нагретого газа, который вращает лопасти турбины, превращая внутреннюю энергию газа в механическое движение. В теории этот тип двигателя может работать буквально на всем, что горит. Бензин, керосин, дизельное топливо, мазут, природный газ, судовое топливо, водяной газ, спирт и измельченный уголь, его можно заправить даже водкой. Сильной стороной является высочайшая удельная мощность по сравнению с обычным ДВС.

Фото: Автопилот

Но лишь немногие автопроизводители занимались этим типом двигателя – опытные экземпляры построили в 1950-е и 1960-е годы Rover и General Motors, а Chrysler в 1963–1964 годах выпустил серию в несколько десятков газотурбинных автомобилей. Их раздали добровольцам для испытаний, но через некоторое время забрали и почти все уничтожили, оставив шесть штук для музеев.

Откуда дровишки?

Фото: Автопилот

В 1936 году в Советском Союзе был построен грузовик ЗИС-13, который имел газогенератор для сжигания в нем древесного топлива. В специальном высоком баке сжигалась древесина, тем самым вырабатывался горючий газ, который впоследствии очищался, охлаждался и попадал в двигатель. Таким образом, переоборудованные газогенераторные грузовики потребляли примерно 80 кг древесного топлива на 100 км пути.

Вздутие

Фото: Автопилот

Автомобили могут приводиться в движение и сжатым воздухом. Энергия запасается путем нагнетания сжатого воздуха в баллоны. А затем воздух под давлением приводит в движение пневмодвигатель.

Пневматический привод – совсем не экзотика: он давно используется для различного производственного оборудования, да и в автомобилях встречается – на пневматике работают тормозные системы и двери автобусов. А во французском городе Нант – между прочим, родине фантаста Жюля Верна – еще в 1879 году запустили линию пневматического трамвая, проработавшую до 1914 года.

Сейчас автомобили такого типа регулярно появляются на международных выставках. Например, пневматический TataOne CAT и гибридный концепт от Citroën C4 Cactus Airflow 2L, который благодаря такому типу гибридной силовой установки мог бы расходовать всего лишь около 2 л привычного нам топлива.

Теоретически пневмомобили не требуют специальной инфраструктуры – давление в баллоне может создавать бортовой компрессор, подключенный к обычной розетке.

Фото: Автопилот

Вернуться на главную страницу проекта «Что нами движет»

Вся лента