Нестандартное мышление

РПД и дизель

Ротари-клуб

Фото: Автопилот

Немецкий конструктор Феликс Ванкель разработал роторно-поршневой двигатель (РПД). Как ясно из названия, в нем функции поршня выполняет треугольный ротор. Благодаря отсутствию кривошипно-шатунного механизма двигатель оказался гораздо проще и компактнее. Такие двигатели развивают очень высокую мощность при тех же рабочих объемах по сравнению с поршневыми ДВС и обладают колоссальным диапазоном рабочих оборотов. Автомобили с ними выпускали серийно немецкая NSU, французский Citroen, японская Mazda и советский ВАЗ.

Производство последней серийной модели с «ванкелем», MazdaRX-8, прекращен в 2012 году. У РПД есть неустранимые недостатки, которые не позволяют двигателю соответствовать все ужесточающимся требованиям по составу отработавших газов.

Нет в нем искры

Первый легковой автомобиль с дизелем – Mercedes-Benz 260 D – появился только в 1936 году. Двигатель при объеме 2,5 л развивал всего 45 л. с.

Фото: Автопилот

Фото: Автопилот

Одним из самых ярких образцов нестандартного мышления является изобретение «нового рационального теплового двигателя», как гласил патент. Столь серьезную работу проделал в 1892 году Рудольф Дизель. В то время как двигатели Отто и ему подобные использовали для воспламенения искру от электрической свечи, Дизель предлагает применить цикл Карно, то есть нагревать рабочую смесь путем сжатия.

Первый же построенный Рудольфом двигатель сразу выдал на 25% больше мощности, чем аналогичный по объему бензиновый двигатель Отто. Правда, весил он довольно много и не мог развивать высокие обороты, так что при жизни изобретателя приспособить дизели для транспорта удалось только на кораблях, где размеры не имели особого значения.

Но уже очень скоро в Европе дизели стали довольно популярными благодаря своей экономичности. А вот в других регионах они по-прежнему используются только на грузовиках. В Японии и США доля дизелей среди легковых автомобилей всего несколько процентов. Дело в том, что отработавшие газы дизеля «чище», чем у бензинового двигателя по многим параметрам, но при этом содержат много оксидов азота. И уменьшить их содержание без ухудшения экономичности двигателя невозможно. Поэтому в соревновании за чистоту выхлопа дизель практически близок к пределу, а безжалостные законодатели собираются и дальше ужесточать стандарты…

Фото: Автопилот

Вернуться на главную страницу проекта «Что нами движет»

Вся лента