Власти планируют ввести НДС на покупки в зарубежных интернет-магазинах

Об этом давно просят российские продавцы

Чиновники обсуждают очередную меру по уравниванию условий работы зарубежных и российских онлайн-ритейлеров. Вслед за идеей понизить порог трансграничной торговли Федеральная налоговая служба (ФНС) совместно с профильными ведомствами готовит предложения по введению НДС для иностранных торговых интернет-площадок. Объем трансграничной интернет-торговли в 2015 году вырос на 88% в рублях и на 28% в долларах, составив 160 млрд руб.

Фото: Александр Миридонов, Коммерсантъ

Между ведомствами обсуждается идея обложить НДС зарубежных участников рынка e-commerce, продающих товары российским потребителям. Об этом в пятницу в ходе рабочей встречи чиновников ФНС и представителей IT- и интернет-индустрии заявил заместитель руководителя ФНС Дмитрий Сатин. «Такие планы есть»,— сообщил он. По его словам, когда граждане РФ заказывают одежду, электронику и т. д., то по таким товарам в магазине уплачивается НДС. «Если товары покупаются на зарубежных интернет-площадках, налог не взимается. Однозначно должен применяться точно такой же подход — должен уплачиваться НДС в стране потребления»,— заявил он.

Ранее такая идея звучала на заседаниях рабочей группы по трансграничной интернет-торговле под руководством советника президента по интернету Германа Клименко и президента Ассоциации компаний интернет-торговли Алексея Федорова. Предложение обязывать зарубежных онлайн-ритейлеров регистрироваться в качестве налогоплательщиков в России, чтобы платить НДС в бюджет РФ, озвучивал господин Федоров. Из 100 руб., выручаемых за продажи товаров в российских магазинах, 16,5 руб. идет в бюджет, а из того, что продается в зарубежных магазинах, «в бюджет идет ноль», аргументировал президент «М.Видео» Александр Тынкован.

Однако глава «eBay Россия» Владимир Долгов тогда парировал, что не представляет себе регулирование торговых интернет-площадок, где работают сотни тысяч мелких продавцов: «Заставить их зарегистрироваться в нашей налоговой нереально». Гендиректор JD.ru по логистике и сервисам (на тот момент, теперь — вице-президент LeEco в России и Восточной Европе по развитию бизнеса) Алекс Васильев добавил, что ни один из сотен тысяч продавцов в Китае НДС не возвращает. «Если ввести НДС-регистрацию у нас, это будет двойным налогообложением»,— предостерег он. Еще одно «узкое место» так называемой НДС-регистрации — как отличить покупку в личных целях от поставки коммерческого характера, отмечал глава департамента налогового и юридического консультирования KPMG в России и СНГ Михаил Орлов.

По оценкам Data Insight, объем рынка интернет-ритейла в России в 2015 году составил 650 млрд руб. (рост на 16% в рублях и падение на 28% в долларах). Трансграничный сегмент составил 160 млрд руб., увеличившись на 88% в рублях и на 28% в долларах. При этом рост количества онлайн-заказов в зарубежных интернет-магазинах в 2015 году составил 75% (во второй половине года — 85% год к году). Доля онлайн-покупок там же выросла с 24% в 2014 году до 34% в 2015-м. Доля трансграничных покупок в общем объеме онлайн-продаж увеличилась с 13% до 20%.

Роман Рожков


Alibaba Group превзошла все ожидания

5 мая крупнейший в Азии интернет-ритейлер Alibaba Group опубликовал результаты четвертого квартала и 2016 финансового года, завершившегося 31 марта. Как показали результаты, несмотря на экономический спад, компания увеличила практически все ключевые показатели, превзойдя ожидания аналитиков. Читайте подробнее

Вся лента