Что смотреть на фестивале «Фотографические встречи в Арле»

Выбор Рашели Землинской

В этом году в 47-й раз проходит фестиваль "Фотографические встречи в Арле". Каждый год в Прованс съезжаются десятки тысяч профессионалов и любителей фотографии, чтобы обсудить тенденции и открыть для себя новые имена. Под руководством нового куратора, бывшего директора швейцарского музея Д'Элизе Сэма Стурдзе фестиваль стал более мультимедийным — в программе много работ современных художников, не относящих себя собственно к фотографам, но использующих фотографию как изобразительное средство. Рашель Землинская выбрала самые интересные выставки и проекты фестиваля, который продлится до 25 сентября.


Кристиан Марклей Шесть новых анимаций

Кристиан Марклей. "Крышки и соломинки (Одна минута)", 2016 год

Фото: Christian Marclay / White Cube

Выставку Кристиана Марклея (его работу "Часы" в 2011 году показывал "Гараж") организаторы поместили в раздел уличной фотографии, и формально съемки для своих проектов "Сигареты", "Жвачки", "Соломинки" и других он действительно проводил по пути в лондонскую мастерскую. Марклей фотографирует подножный мусор, каталогизирует его и анимирует изображения таким образом, что десятки встреченных им окурков сливаются для зрителя в один — в платоновскую идею окурка. А для инсталляции Pub Crawl Марклей проходит по маршрутам лондонских выпивох, извлекая звуки из недопитых и брошенных у пабов бутылок. Собранные на выставке, эти проекты монтируются в легкую и остроумную симфонию города, не теряя социологической состоятельности — в Сохо сигареты гораздо реже докуривают до конца, чем в восточном Лондоне.

Парк павильонов


Пи Джей Харви, Шеймус Мерфи Горстью своей

Шеймус Мерфи. "Руки человека, который был казнен в Брняке", 1999 год

Фото: Seamus Murphy

Шеймус Мерфи и Пи Джей Харви вместе проехали через Косово, Афганистан и Вашингтон, и каждая из трех частей их видеопроекта "The Hollow Of The Hand" складывается из снимков и видеозарисовок Мерфи и стихов, которые Пи Джей Харви читает за кадром. Традиционный формат, которым пытают первокурсников ВГИКа, здесь переживает новое рождение. Кадры, которые, возможно, рассыпались бы сами по себе, рядом с текстом Харви превращаются в живую речь. За работу в Афганистане фоторепортер Мерфи семь раз номинировался на World Press Photo, а последние клипы Пи Джей Харви собраны как раз из видеоматериалов их совместного путешествия, им же вдохновлен и последний альбом Харви The Hope Six Demolition Project.

Церковь Сен-Блез


Ян Гросс Шоу джунглей

Ян Гросс. "Ягуар", 2015 год

Фото: YANN GROSS

Проект швейцарца Яна Гросса "The Jungle Show", посвященный Амазонии, фактически продолжает документальную работу Вернера Херцога в Латинской Америке (при поддержке последнего) по распутыванию клубка культурных связей этого огромного речного перекрестка. В дорогой сценографии Гросса остатки роскоши времен каучуковой лихорадки и аборигены джунглей соседствуют с прозой нефтедобычи и конкурса красоты "Мисс Амазония", где главный приз — $1000 и операция по исправлению прикуса. Гросс исследует взаимопроникновение культур и исчезновение романтики дальних странствий.

Парк павильонов


Жуан Пина Операция «Кондор»

Жуан Пина. Из серии "Судебные процессы", 2012 год

Фото: Joao Pina

Закончив свою первую документальную работу об истории политических заключенных в Португалии, фотожурналист Жуан Пина переключился на Латинскую Америку и 10 лет собирал свидетельства, связанные с "Операцией "Кондор"" — совместным проектом шести латиноамериканских диктатур по истреблению "красной угрозы". С противоположных стен смотрят друг на друга портреты бойцов левой герильи и участников военных операций против них, а среди артефактов есть самолет, с которого аргентинские военные сбрасывали своих жертв в Атлантический океан и Ла-Плату. Работы Пины предлагают зрителю не столько окунуться в ужас военного террора, сколько оценить его последствия сорок лет спустя.

Музей античного Арля, До 28 августа


Уильям Кентридж Пусть танец будет нежней

Уильям Кентридж. "More Sweetly Play The Dance", 2015 год

Фото: William Kentridge / LUMA Foundation and Marian Goodman Gallery

Фонд LUMA, который заканчивает в Арле строительство нового музея современного искусства по проекту Фрэнка Гери, представляет видеопроекцию южноафриканского классика Уильяма Кентриджа "More Sweetly Play The Dance". Видеоинсталляция на восьми экранах на этот раз посвящена родине Кентриджа — театрализованная макабрическая процессия под южноафриканский свинг. Правда, Африка для Кентриджа оказывается поводом для любимых размышлений о времени и истории.

Парк павильонов


Только голубые небесаКураторы Мелани Беллю и Сэм Стурдзе

Жоан Фонткуберта. "GOOGLEGRAM: 11-S NY", 2005 год

Фото: Joan Fontcuberta

Выставка "Nothing But Blue Skies", посвященная медийному образу трагедии 9.11,— отдельный проект Сэма Стурдзе, который кроме нее отвечает за фестивальную программу в целом. Выставку стоит смотреть хотя бы ради видео Михаля Косаковски. Он монтирует хронику 11 сентября из кадров голливудских фильмов-катастроф. Призванные ритуально защитить нас от реальности, в работе Косаковски они выполняют прямо противоположную функцию: граница вымышленного и реального рушится, голливудская фикция вызывают перед глазами картинку теленовостей, а визуальный багаж зрителя превращается в ящик Пандоры.

Капелла Сан-Лоран, До 11 сентября


Сорви с меня лифчик Куратор Азу Нвагбогу

Антуан Темпе. "Фотоучение. Дакар", 2013 год

Фото: Antoine Tempe

Выставка "Tear My Bra" посвящена визуальной вселенной Нолливуда — нигерийской киноиндустрии, второй в мире по объемам производства. Ее аудитория — весь африканский континент, и это один из главных агентов африканской поп-культуры. Афиши малобюджетных нолливудских фильмов на свой лад перерабатывают западные клише, а фотосерия Антуана Темпе (re-)Mixing Hollywood представляет нигерийских звезд в образах американской киноклассики, исследуя миграцию привычных нам образов и глобализацию визуальной культуры.

Ground control


Огюстен Ребетес Картонный музей

Огюстен Ребетес. "Картонный музей", 2016 год

Фото: Augustin Rebetez

В рамках платформы, объединившей три швейцарских музея, художник Огюстен Ребетес создал проект четвертого — картонного. Это, по сути, тотальная инсталляция, представляющая ироническую историю швейцарского искусства. На входе печатают "билет" и выдают "аудиогид", который комментирует экспозицию восклицаниями вроде "ух ты!" или "ну и дерьмо!". В "музее" собраны "произведения" придуманных двойников главных фигур швейцарской культуры — Жак О'Метти (Альберто Джакометти), Феликс Валатон (Валлоттон) и проч.,— регулярно причисляемых то к французам, то к итальянцам. Воссоздавая из скотча и картона типичную экспозицию современного музея, Ребетес проходится и по кураторам швейцарского павильона в Венеции, не выбравшим в экспозицию ни одного швейцарского автора, и вообще по традиционным кураторским приемам.

Парк павильонов


Вся лента