Moovit прокладывает новый маршрут

Навигационное приложение запустится на российском рынке

На российский рынок выходит израильский онлайн-сервис для пассажиров общественного транспорта Moovit. Приложение уже запустилось в Москве и Петербурге, но пока без ключевой составляющей — доступа к сообществу. В прошлом году стартап был оценен в $450 млн, а среди его инвесторов — венчурные компании актера Эштона Кутчера и BMW, Sequoia Capital и фонд сооснователей "ВКонтакте" Вячеслава Мирилашвили и Льва Левиева Vaizra.

Фото: Сафрон Голиков, Коммерсантъ

Компания Moovit в ближайшее время выйдет на российский рынок и откроет здесь представительство, рассказал "Ъ" сооснователь компании Рой Бик. По его словам, Россия для Moovit — ключевой рынок наравне с США, Европой и Латинской Америкой, где у компании уже есть представительства. Приложение уже работает в Москве и Санкт-Петербурге, но использует только статичные данные (расписание и расположение остановок, вокзалов и т. д.). По собственной информации, в России у Moovit 60 тыс. пользователей, но здесь пока недоступен ключевой функционал проекта — сообщество. "Ежедневно пользователи делают около 100 млн сообщений. Наша цель — дать людям возможность получить максимум от использования общественного транспорта, чтобы они не теряли время, ожидая транспорт или стоя в пробке",— поясняет господин Бик.

Moovit основан 2011 году израильскими предпринимателями Роем Биком и Ниром Эрезом. Приложение позволяет планировать поездки на общественном транспорте. Программа анализирует несколько уровней данных, объединяя статическую информацию и GPS-данные, предоставляемые операторами, с данными от пользователей, которых у проекта более 40 млн. Moovit переведен на 43 языка и работает в 1 тыс. городов в 65 странах.

Moovit уже привлек внимание инвесторов. В январе 2015 года проект получил $50 млн от Sequoia Capital, Nokia Growth Partners, BMW I Ventures, Keolis, Bernard Arnault Group, BRM Capital и Gemini Partners. Соинвестором выступила также Vaizra Investments, принадлежащая сооснователям "ВКонтакте" Вячеславу Мирилашвили и Льву Левиеву. Оценка компании составила около $450 млн, сообщал TechCrunch. Среди акционеров Moovit также Sound Ventures, основанная актером Эштоном Кутчером и менеджером U2 и Мадонны Гаем Озери. Общая сумма привлеченных инвестиций — $81,5 млн.

Приложение бесплатно, компания пока тестирует бизнес-модели. "Это может быть комиссия с продажи билетов, а может быть комиссия за карпулинг (совместное использование частного автомобиля с помощью онлайн-сервисов поиска попутчиков.— "Ъ") или вызов такси с помощью нашего приложения",— говорит Рой Бик.

Moovit рассчитывает установить контакты с муниципальными властями и коммерческими компаниями для партнерств и обмена данными. Многие мегаполисы мира открывают свои данные для разработчиков, рассказывает господин Бик, приводя в пример Нью-Йорк, Рио-де-Жанейро, Сан-Паулу, Рим, Милан, Лондон, Берлин, Париж. В сентябре 2014 года о партнерстве с московским правительством объявил "Яндекс", переговоры велись три года. Интернет-компания получила от мэрии данные, например, о дорожных работах и общественном транспорте, а ее сервисы интегрируются с московским порталом госуслуг и системой платежей. "Появление новых сервисов мы всегда поддерживаем — это способствует развитию рынка, а у пользователей появляется больше выбора",— сообщили в "Яндексе". "Город открыт для сотрудничества и готов предоставлять данные разработчикам новых программных продуктов, которые будут полезны москвичам",— заявили "Ъ" в столичном департаменте транспорта.

Легко в России Moovit не будет, считает глава направления развития продуктов городского информационного сервиса 2ГИС Павел Мочалкин. По его мнению, помимо проблем с доступностью и наличием данных об общественном транспорте Moovit столкнется с конкуренцией со стороны локальных сервисов и Google. "Кроме того, проблема в том, что в разных странах и городах у каждой транспортной компании могут быть свои IT-стандарты, а может и не быть их вовсе",— отмечает руководитель проекта Maps.me Евгений Лисовский.

Роман Рожков

Вся лента