Депутаты не увидели денег на борьбу с ДТП

В Госдуме раскритиковали предложения Минтранса по улучшению ситуации на дорогах

Госдума во вторник приняла в первом чтении два законопроекта, призванные улучшить ситуацию с безопасностью на российских дорогах. Регионы обязаны будут регулярно формировать списки участков дорог с повышенной аварийностью, а также оборудовать железнодорожные переезды автоматическими камерами. Многие депутаты отказались поддерживать эти поправки: по их мнению, все эти меры бессмысленны при отсутствии федерального финансирования.

Фото: Александр Миридонов, Коммерсантъ

Оба законопроекта разработаны Минтрансом по итогам заседания госсовета по безопасности дорожного движения в Ярославле (“Ъ” сообщал о нем). Первый вносит изменения в закон «О безопасности дорожного движения», вводя термин «аварийно-опасный участок»: это отрезок дороги протяженностью не более 1 км за городом и 200 м в населенном пункте, где за год произошло пять или более ДТП с пострадавшими. Ежегодно региональные власти должны будут утверждать перечни таких участков, и вырабатывать «первоочередные меры» по устранению причин ДТП в этих местах. Второй законопроект — поправки в закон об автодорогах и дорожной деятельности, согласно которым автоматические камеры будут относиться к «обязательным элементам обустройства автомобильных дорог». Собственники железнодорожных переездов (региональные власти, ОАО РЖД), в свою очередь, обязаны будут устанавливать автоматические камеры, выписывающие штрафы.

Напомним, что тема высокой аварийности на ж/д переездах обсуждается последние несколько лет, о чем ранее сообщал “Ъ”. В России, по данным Минтранса, 10,7 тыс. переездов, из них 1,8 тыс. оборудованы автоматическими барьерами, на 284 стоят обычные видеокамеры, на 55 — автоматические камеры (выписывающие штрафы). 2,3 тыс. переездов обслуживаются дежурными работниками. По словам замминистра транспорта Евгения Дитриха, выступавшего в Госдуме, установка камер на переездах приводит к снижению числа нарушений и, как следствие, аварийности, поскольку водители боятся штрафов (действующий штраф 1 тыс. руб. планируется увеличить до 5 тыс. руб.). Кроме того, по его словам, установка барьеров и зарплата дежурных — это «существенно более дорогое удовольствие», чем установка камер. При этом, по действующим нормативам, автоматический барьер не может быть установлен на переезде с низким трафиком (десять машин в сутки), а камера — может.

Больше всего депутатов смутил финансовый вопрос. «Ну хорошо, вот регионы выявят аварийно-опасные участки, а правительство планирует под них дополнительное финансирование? Или это просто зафиксируют, вывесят знак и на этом закончат?» — задал вопрос депутат Николай Рябов (КПРФ). Господин Дитрих пообещал принять «всевозможные меры» — установить барьерные ограждения, дополнительное освещение, камеры — но заниматься этим будут регионы на свои деньги. Активная дискуссия развернулась и по поводу камер, поскольку Евгений Дитрих упомянул, что средства федерального бюджета на это не потребуются, что вызвало массу вопрос у парламентариев. При этом в заключении думского комитета по транспорту говорится, что на это потребуются затраты в «несколько десятков миллиардов рублей», а ранее в РЖД оценивали затраты в 20 млрд. руб., о чем писал “Ъ”.

Тогда замминистра транспорта пояснил, что средства на камеры будут направляться из региональных бюджетов, бюджета РЖД либо путем привлечения частных инвестиций (концессия для расширения сети камер уже используется в Московской области). Кроме того, поскольку камера становится элементом обустройства дороги, то ее установку можно будет заложить в смету по дорожным работам. «Будем стимулировать дорожные администрации»,— пояснил господин Дитрих. Помимо этого, если регион сочтет, что переезд — это очаг аварийности, то Минтранс сможет направить региону финпомощь через межбюджетный трансферт (по такой схеме федеральный центр недавно выделил 10 млрд руб. на срочный ремонт региональный дорог, о чем уже писал “Ъ”).

«А вы вообще знаете, что у субъектов долгов сейчас на 2,4 трлн руб., а до конца года будет около 3 трлн руб.? — заметил депутат-коммунист Николай Коломейцев.— Передавать им работы, которые должен вести федеральный центр, неправильно. Надо финансировать все централизованно». «Да никогда эти камеры не будут воспитывать водителей, потому что штрафы приходят собственнику или юрлицу,— отметил депутат Александр Старовойтов (ЛДПР).— Нужно делать отдельную федеральную целевую программу с отдельным финансированием». Господин Дитрих в ответ поблагодарил депутатов «за конструктивную критику» и пообещал, что законопроект будет доработан ко второму чтению. «Мы понимаем, какие поправки надо вносить, и они будут внесены»,— отметил глава комитета Госдумы по транспорту Евгений Москвичев («Единая Россия»).

Иван Буранов


«Платон» им вдруг

Решением правительства РФ 24 региона получат 10,8 млрд руб. на срочный ремонт дорог, находящихся в критическом состоянии. Больше других получат Омская, Волгоградская, Саратовская области, меньше всего достанется Орлу и Калмыкии. Эксперты отмечают, что масштабного ремонта все равно провести не удастся: реальные совокупные потребности на приведение региональных дорог в порядок оцениваются в 1,5 трлн руб. Читайте подробнее

Вся лента