"Аэрофлот" сдал лишние рейсы без риска

Его конкуренты вряд ли смогут на этом выиграть

"Аэрофлот" отказался почти от четверти международных допусков, полученных в 2015 году после ухода с рынка "Трансаэро". Сама группа объясняет это желанием не превысить долю рынка в 50%. Доминирование "Аэрофлота" уже вызывало критику ФАС, еще в марте грозившей группе разнообразными санкциями. Но, как считают в отрасли, отказ компании от части допусков существенно ситуацию не изменит — в частности, потому, что у других авиакомпаний не хватит дальнемагистральных судов, чтобы создать конкуренцию лидеру рынка.

Фото: Дмитрий Коротаев, Коммерсантъ

"Аэрофлот" решил отказаться от 13 из 56 международных допусков (23,2% от общего числа), полученных в октябре 2015 года после ухода с рынка "Трансаэро". Об этом гендиректор группы Виталий Савельев сообщил министру транспорта Максиму Соколову ("Ъ" ознакомился с копией). В министерстве "Ъ" подтвердили получение письма.

В числе возвращаемых допусков направления из Москвы в Америку (по семь частот в неделю в Нью-Йорк и Майами и по пять — в Хьюстон и Торонто), Азию (семь частот в Сингапур, четыре — в Хошимин, три — в Гонконг), Европу (14 частот во Франкфурт, семь — в Мадрид, две — в Пальма-де-Мальорку) и Казахстан (по две частоты в Кокчетав и Уральск). Также "Аэрофлот" отдает две частоты из Петербурга в Лондон. Виталий Савельев мотивировал решение "в первую очередь заботой о сохранении конкуренции". Группа "подтверждает нежелание быть монополистом", пишет он, и будет стремиться к тому, чтобы "ее доля с учетом иностранных авиакомпаний не превышала 50%". По его мнению, "эффективная эксплуатация" этих маршрутов "поможет развиваться другим российским авиакомпаниям".

Осенью 2015 года "Аэрофлоту" на год с возможностью пролонгации отдали 56 направлений из Москвы из 156, имевшихся у "Трансаэро". Сам "Аэрофлот" получил 23 направления (в том числе в считающийся крайне прибыльным Казахстан), 33 маршрута отдали входящей в группу "России" (начнет летать по ним после передачи самолетов "Трансаэро", рассказал "Ъ" источник в группе). Еще 45 направлений отданы другим игрокам: например, "Уральским авиалиниям" (15 допусков), "ВИМ-Авиа" (девять), по восемь — "Северному ветру" и "Оренбургским авиалиниям" (входят в группу "Аэрофлот"), шесть — Red Wings, четыре — "ЮТэйр". Передачу "Аэрофлоту" большей части допусков Максим Соколов объяснял "компенсацией" за санацию "Трансаэро" и вывоз 2 млн пассажиров компании. По расчетам "Аэрофлота", срок окупаемости затрат — 17 млрд руб.— мог составить до шести лет при сохранении этих маршрутов.

Но это вызвало недовольство ФАС: в марте глава службы Игорь Артемьев заявлял, что доля "Аэрофлота" составила 50%. По данным Транспортной клиринговой палаты, в 2015 году группа "Аэрофлот" занимала 43% рынка, по 12% — S7 и "Трансаэро", 8% — "ЮТэйр". В декабре доля группы "Аэрофлот" составила 53,2%, S7 — 14,8%, "ЮТэйр" — 6,8%. В "Аэрофлоте" считают долю с учетом иностранных перевозчиков: источник, близкий к совету директоров, пояснил "Ъ", что по итогам 2015 года доля группы — 36,7%. Глава ФАС обещал мониторить цены на билеты "Аэрофлота" и в случае роста ставить вопрос о "структурных реформах, то есть о продаже части самолетов, линий". Вчера в ФАС не комментировали ситуацию, заявив, что не знакомы с отказом "Аэрофлота".

В письме господина Савельева отмечается, что правление "Аэрофлота" учло "стратегию развития группы", "текущую и перспективную ситуацию на рынке международных перевозок". Сегмент стабильно падает: по данным Росавиации, в первом квартале объем всех перевозок сократился на 2,8%, до 16,5 млн человек, на международных линиях — на 22,5%, до 5,7 млн человек. В прошлом декабре доля "Аэрофлота" в сегменте увеличилась до 61%, у S7 — 11%, "Уральских авиалиний" — 6%.

В Минтрансе заявили, что с участием Росавиации проведут работу по отзыву допусков и на следующем заседании межведомственной комиссии распределят их между другими авиаперевозчиками, согласно поданным заявкам. В большинстве авиакомпаний "Ъ" не ответили. В S7 заметили, что рейсы по большинству направлений, с которых уходит "Аэрофлот", выполняются дальнемагистральными судами, тогда как у S7 из 64 самолетов таких только два, но и они на эти рейсы не встанут. В компании полагают, что отзыв "не изменит существенно расстановки сил в отрасли", "на наиболее привлекательных зарубежных направлениях "Аэрофлот" остается монополистом". Независимый эксперт Андрей Крамаренко считает действия "Аэрофлота" "реверансом" в сторону ФАС, реального интереса почти все эти частоты на фоне падения международных перевозок не представляют. "Практически все эти направления у перевозчика есть,— говорит он,— потенциала на увеличение частоты полетов не предвидится, а на дальнемагистральных направлениях просто не ожидается конкуренции".

Елизавета Кузнецова, Владимир Дзагуто, Яна Циноева

Вся лента