"Яндекс" завизирует фотографии

Компания готова модерировать изображения в соцсетях

"Яндекс" запускает сервис автоматической модерации фотографий для соцсетей, служб знакомств, виртуальных досок объявлений и торговых площадок. Технология позволяет проверить оригинальность снимка, что поможет отсеять недостоверные объявления или обнаружить поддельные товары.

Фото: Юрий Мартьянов, Коммерсантъ

Подразделение "Яндекса" по анализу больших массивов данных Yandex Data Factory (YDF) разработало сервис автоматической модерации изображений, сообщили "Ъ" в "Яндексе". В нем используются технологии компьютерного зрения и искусственного интеллекта, разработанные ранее для нужд поисковика. В компании утверждают, что на основе анализа фотографии можно оценить, соответствует ли изображение правилам сервиса, а также найти его копии в интернете. Это, например, позволит проверить оригинальность загруженной пользователем картинки, что может подтвердить достоверность его объявления, объясняют в компании.

Сервис можно применить для обнаружения поддельных товаров бренда, которые продаются на сторонних сайтах, хотя правообладатели должны будут сами определять легальность использования тех или иных изображений. "Технология, как и поиск "Яндекса" по загруженным изображениям, умеет находить копии фотографий в интернете. Но она не дает возможности определить автоматически, какая из них используется легально, а какая — нет",— поясняют в компании. Там считают, что сервис будет полезен тем участникам рынка, которые тратят много ресурсов на модерацию контента, загружаемого пользователями: соцсетям, сервисам знакомств, сайтам объявлений, торговым интернет-площадкам. Так, автомодерация от YDF уже применяется в работе "крупного международного сайта знакомств", утверждают в "Яндексе".

Сервис в стандартном виде будет предложен клиентам, которые обрабатывают более 100 тыс. изображений в месяц. При превышении порога 500 тыс. обращений YDF обучает алгоритм для работы с запросом конкретного клиента. Стоимость модерации и поиска копий составит $0,7 за 1 тыс. запросов. Для клиентов, которым необходима обработка более 5 млн запросов в месяц, стоимость услуг рассчитывается индивидуально. При этом YDF гарантирует результат и выставит счет только в том случае, если поставленные ключевые показатели эффективности будут достигнуты, обещают в "Яндексе".

О создании YDF "Яндекс" объявил в декабре 2014 года. Направление решает бизнес-задачи компаний, имеющих дело с большими массивами данных. Среди клиентов и партнеров YDF — CERN, "Вымпелком", Росавтодор, Wargaming, Сбербанк, Intel, Магнитогорский металлургический комбинат, Банк России, "Астразенека" и российское общество клинической онкологии RUSSCO.

Технологии компьютерного зрения и машинного обучения используются широко, говорит директор по маркетингу и развитию бизнеса проекта "Одноклассники" Арсен Исрапилов. "Мы такую работу ведем, но используем только для внутренних нужд и не рассматриваем как внешний продукт"-- сказал он. Для Alibaba Group это вряд ли актуально, сомневается глава представительства Alibaba Group в России Марк Завадский. "Все же мы не работаем так плотно с пользовательским контентом",— говорит он. Президент Sistema VC Алексей Катков считает разработку YDF "перспективной". "Помимо снижения расходов использование автоматической модерации изображений поможет клиентам повысить скорость обслуживания пользователей и качество самого сервиса",— рассуждает господин Катков. Насколько эта услуга будет популярной, станет понятно в ходе тестов, добавил он.

"Сервис предоставляет возможность видеть историю уже опубликованных изображений в интернете, он их лишь анализирует и данные пользователей не передает",— рассуждает партнер коллегии адвокатов "Юков и партнеры" Алина Топорнина. По ее словам, с юридической точки зрения конфликта в использовании такой технической модерации нет, и права авторов фотографий, так же как и личное имущественное право на изображение лица, сервис не нарушает.

Роман Рожков

Вся лента