«Организовывать безопасные свалки — дорогое удовольствие»

Россия утопает в мусоре

В России накопилось 124 млн т опасных отходов. Об этом заявил секретарь Совета безопасности Николай Патрушев. Все они несут серьезную угрозу для людей и окружающей среды, отметил он. Цифры спорные — в реальности такого мусора на территории страны может быть гораздо больше, сообщил директор по программам «Greenpeace Россия» Иван Блоков.

Фото: Александр Щербак, Коммерсантъ

«К опасным отходам относятся бытовые предметы, которые мы используем, содержащие ртуть. Самая большая часть — это в промышленности: отходы копились последние лет так 90, записей первых лет просто не существует, а отходы лежат. Даже записи по полигону "Красный Бор" под Санкт-Петербургом, которые существует всего лишь с 1975 года, вдруг, оказалось, куда-то пропали. Например, в городе Дзержинске есть так называемая "черная дыра", куда несколько десятилетий промышленность сливала опасные и особо опасные отходы — сколько их, не известно никому», — пояснил «Коммерсантъ FM» Блоков.

По словам Патрушева, ежегодно в России образуется более 4 млрд т отходов. Из них на утилизацию отправляют всего 30%. Остальные размещаются на свалках и полигонах, которые занимают более 250 тыс. га земли. Свалок и мусоросжигательных заводов категорически не хватает — на создание инфраструктуры необходимо выделять больше денег, считает замглавы комитета Госдумы по природным ресурсам, природопользованию и экологии Валерий Язев.

«Мы отстали от Европы. Единственное, что у нас более или менее налажено, это сортировка отходов, а вот выпуск электроэнергии, полезной продукции из отходов — мы в каменном веке остались. Не было жестких требований десятилетия, сейчас год, два, три начали этим заниматься. Строить заводы, вывозить, организовывать безопасные свалки с дренажом, как положено, с исключением растекания, распыливания отходов — дорогое удовольствие, все это денег стоит, миллиарды рублей», — объяснил Язев.

По оценкам Росприроднадзора, ежегодно в России образуется около 70 млн т твердых отходов. То есть около 500 кг мусора на человека. В европейских странах примерно столько же, в Штатах — выше на 200 кг. На Западе давно поняли, что переработка — это золотая жила, но на российском рынке ей занимаются немногие из-за дорогостоящей лицензии на разработку захоронений, объяснил глава Объединения предприятий вторичных ресурсов Алексей Масленников.

«Лицензирование — это, фактически, планка на вход в рынок. Предприятие должно заплатить 6 млн, чтобы оно получило право разрабатывать месторождения токсичных отходов, их обезвреживать, перерабатывать — просто подтвердить, что оно на это способно. А еще должны быть инвестиции в оборудование, производственные помещения, квалифицированный персонал. Все идет к тому, что рынок будет монополизироваться и укрепляться», — подчеркнул Масленников.

Ранее в Минэнерго предложили строить заводы, превращающие горы мусора в тепловую энергию и электричество. Власти предлагают сначала запустить пилотные объекты. Место возведения определит правительство. Инициатива уже прошла общественное обсуждение.

Ольга Соркина

Вся лента