Китай успокоил "двадцатку"

отказом от девальвации и обещаниями реформ

Смягчения монетарной политики, которое широко использовалось ключевыми финансовыми регуляторами с 2008 года, оказалось недостаточно для стимулирования роста. Правительства стран "двадцатки" должны прибегнуть к фискальным мерам поддержки экономик — к такому выводу пришли участники встречи министров финансов и глав ЦБ G20, прошедшей в Шанхае. Конкретных предложений на встрече не прозвучало, но собравшиеся, очевидно, были рады обещаниям властей КНР не ослаблять юань ради стимулирования экспорта и обнародовать новые меры борьбы с замедлением роста.

Фото: AFP / Pool

Рост мировой экономики остается ниже ожиданий, для его поддержки необходимо применить все возможные монетарные, фискальные и структурные меры, говорится в итоговом заявлении министров финансов и глав центральных банков "двадцатки". Среди ключевых рисков участники отметили волатильность финансовых рынков, низкие цены на сырье, а также возможный экономический шок в связи с выходом Великобритании из ЕС (заметим, последний был внесен в коммюнике по инициативе министра финансов страны Джорджа Осборна).

В документе содержится указание и на излишние риски "резких изменений валютных курсов". Тема стала одной из основных: по словам главы американского Минфина Джейкоба Лью, отсутствие значительной девальвации юаня является важным условием стабильности. Председатель Центробанка Китая Чжоу Сяочуань заверил собравшихся, что регулятор не будет занижать курс ради поддержки экспорта, и отметил, что не видит причин для дальнейшего ослабления юаня. Для борьбы с оттоком капитала ЦБ облегчил доступ иностранных финансовых компаний (за исключением хедж-фондов) на внутренний межбанковский рынок облигаций. Его объем оценивается в 50 трлн юаней, или $5,4 трлн, ранее для работы на этом рынке требовалось получение квоты. Предполагается, что мера замедлит отток капитала из страны и обеспечит приток средств на долговой рынок. "Отношение объема долговых обязательств к ВВП достаточно высоко и продолжает увеличиваться. Необходимо уделять повышенное внимание этой проблеме",— признал Чжоу Сяочуань.

Китайский Минфин, в свою очередь, анонсировал новый пакет фискальных мер поддержки роста (он будет обнародован на сессии Всекитайского собрания народных представителей в марте). Помимо увеличения госвложений и расширения доступа инвесторов в госсектор (они традиционно упоминаются в таких документах) теперь власти страны рассматривают и борьбу с коррупцией (см. стр. 6), и меры по борьбе с бюджетным дефицитом. Так, в эти выходные агентство "Синьхуа" сообщило со ссылкой на исследователя из Министерства трудовых ресурсов и социального обеспечения КНР о разработке плана повышения пенсионного возраста (сейчас — 60 лет для мужчин и 50-55 лет для женщин). Он может быть утвержден в 2017-м, а внедрен — через пять лет, в 2022 году. Потребность в реформе объясняется сокращением численности трудоспособного населения (только в прошлом году — на 4,87 млн, до 911 млн человек).

Япония и Китай действительно реализуют наибольшее количество реформ, говорится в ежегодном докладе ОЭСР "Going for Growth", также представленном в Шанхае. Однако в целом в мире темпы реформ продолжают замедляться — как в развитых, так и в развивающихся странах "двадцатки". Медленнее всего идет либерализация рынков товаров и труда и наращивание эффективности госсектора. "Основной акцент должен быть на быстрой поддержке спроса — за счет как облегчения регулирования, так и роста госвложений в инфраструктуру",— полагают эксперты организации. России, как и Китаю, Мексике и Чили, рекомендовано повышать уровень производительности, который остается существенно ниже среднего по ОЭСР, и стимулировать поддержку новых технологий. Впрочем, по объему госвложений в НИОКР РФ уже опережает большинство стран организации, хотя по размеру налоговых льгот для технологических компаний, наоборот, резко отстает.

Татьяна Едовина

Вся лента