Украинские беженцы выходят из убежищ

За год в России стало вдвое меньше пунктов их временного размещения

К началу 2016 года количество пунктов временного размещения (ПВР) граждан Украины, массово приехавших в Россию после начала военных действий в Донбассе, сократилось почти вдвое. Согласно постановлению правительства РФ, после 31 декабря 2015 года те украинские беженцы, которые находились в ПВР, должны были их покинуть и отправиться домой либо оформить свое пребывание в России в соответствии с иммиграционными требованиями. В ноябре Федеральная миграционная служба (ФМС) сообщила, что намерена сохранить ПВР еще на год. Но в тех пунктах, куда через месяц после наступления нового года обратился корреспондент “Ъ”, пока получили лишь постановление о закрытии с 31 декабря и не имеют ясности относительно дальнейшего режима работы.

Фото: Дмитрий Коротаев, Коммерсантъ

По данным МЧС России, к началу февраля 2015 года в российских регионах действовали 576 ПВР для беженцев с юго-востока Украины. Спустя год на территории страны работают всего 252 пункта.

На пике притока беженцев с Украины размещали в самых отдаленных регионах РФ. Руководитель пресс-службы ГУ МЧС по ХМАО Вадим Симоненко рассказал “Ъ”, что в 2015 году на территории Ханты-Мансийского автономного округа (ХМАО) действовали два ПВР для украинских беженцев — в Пыть-Яхе и Сургуте. Первый уже закрыли из-за отсутствия беженцев. ПВР в Сургуте, рассчитанный на 45 мест, пустует, но продолжает работать «в режиме ожидания». «Сотни граждан Украины, которые нуждались в помощи, были расселены по родственникам, люди из ПВР ушли»,— объяснил господин Симоненко. Закрылись и ПВР в Хатассах и Нерюнгри в Якутии, где успели пожить 1830 человек.

В граничащей с Луганским и Харьковским регионами Украины Белгородской области осталось действовать семь ПВР: пять в Старом Осколе, один в Валуйках и один в общежитии Белгородского госуниверситета. Как сообщили “Ъ” в УФМС по Белгородской области, постановление правительства РФ о закрытии ПВР до конца года чиновники получили, но пока что никаких дополнительных указаний на этот счет не поступало. По словам начальника управления информации и массовых коммуникаций администрации Белгорода Светланы Губиной, с нового года проживающие в местных ПВР люди должны самостоятельно находить жилье и размещаться, но из четырех пунктов города один все еще продолжает работать.

Самый многочисленный пункт временного проживания украинских беженцев до сих пор работает в пансионате «Красный десант» в Ростовской области. На данный момент в нем проживают около 700 человек. «Это и семьи с детьми, и отдельные люди. Они будут жить в домах пансионата до конца весны, пока у детей не закончится учебный год»,— рассказал “Ъ” руководитель пансионата Виталий Латышев.

Постановление правительства РФ о предоставлении в 2015 году средств регионам на финансирование социально-бытового устройства украинских беженцев в ПВР, вступившее в силу 5 декабря, предполагало, что с наступлением 2016 года гражданам Украины, находящимся в ПВР, придется покинуть их и выбрать между возвращением домой и оформлением своего статуса в России по требованиям миграционного законодательства. В ноябре прошлого года ФМС сообщила, что намерена сохранить часть ПВР еще на год, до 31 декабря 2016-го, и готовит проект соответствующего постановления. Отвечая на запрос “Ъ”, ФМС России сообщила 11 января 2016 года, что «прорабатывает вопрос о предоставлении субъектам РФ иных межбюджетных трансфертов, направленных на социально-бытовое обустройство бежавших от войны украинских граждан и лиц без гражданства, до сих пор проживающих в ПВР».

По данным заместителя главы ФМС России Вадима Яковенко, с 2014 года в страну с юго-востока Украины приехали около 1 млн человек. Временного убежища просили более 415 тыс. человек, из которых отказ, по данным ведомства, получили 995. Кроме того, более 260 тыс. человек ходатайствовали о разрешении на временное проживание, из них отказ получили 889. Еще 152 тыс. человек стали участниками программы по добровольному переселению соотечественников.

Мария Литвинова

Вся лента