Берегись автопробега

Госдума правит закон о собраниях, митингах и шествиях

Думский комитет по делам общественных объединений рекомендовал вчера палате принять в первом чтении правительственную поправку к закону "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании", согласно которой проезд автоколонны по дорогам будет считаться демонстрацией, если автомобили оклеены "средствами наглядной агитации". Рассмотрение законопроекта совпало с акцией протеста водителей-дальнобойщиков, которые протестуют против сбора за проезд по федеральным трассам. Единороссы поддержали правительственный законопроект, но критиковали правительство за издержки, которыми обернулось введение платы за пользование федеральными автотрассами.

Фото: Евгений Курсков/ТАСС

Глава думского комитета по делам общественных объединений Ярослав Нилов (ЛДПР) заявил перед рассмотрением комитетом правительственного законопроекта, что он "не имеет ничего общего с дальнобойщиками и с их требованиями". Проект внесен правительством 23 сентября, а стихийные протесты дальнобойщиков против нового денежного сбора начались 11 ноября. Напомним, правительство расширяет понятие "демонстрация" — теперь такой акцией будет считаться проезд автоколонны, если транспортные средства оклеены "средствами наглядной агитации" (при этом под транспортными средствами разработчики имеют в виду авто-, мото- и велотранспорт). А сами автопробеги потребуют обязательного согласования с госорганами: уведомить их организаторы должны будут "не раньше чем за 15 дней и не позже чем за 10 дней" до даты проведения, указав время и место проведения, а также численность участников.

"Если движется колонна автомобилей без лозунгов, транспарантов, без партийной символики, будет ли это считаться демонстрацией?" — спросил Ярослав Нилов у начальника договорно-правового департамента МВД Александра Авдейко, представлявшего депутатам правительственный проект.

"Нет, если колонна двигается без заявлений",— ответил Александр Авдейко. "А если просто едут три "газели" с символикой ЛДПР, то это демонстрация?" — уточнил господин Нилов. "В принципе да",— ответил представитель правительства.

"Значит, мы теперь сможем ездить только на одной машине с партийной символикой, две-три — это нарушение закона?" — включился в дискуссию депутат Михаил Сердюк ("Справедливая Россия"). По его словам, справороссы из молодежного крыла используют партийные автомобили для своих свадеб в целях экономии. "Теперь будет нельзя?" — спросил справоросс. "Суд определит",— ответил господин Авдейко, подчеркнув, что "норма закона имеет в виду публичное выражение общественных настроений во время передвижения". "Но кто будет определять, что нарушен закон? Какое-то экспертное сообщество будет выезжать на место, если сотрудник ГИБДД остановит колонну с партийной символикой?" — спросил первый зампред комитета Михаил Маркелов ("Единая Россия"), отметив, что в законопроекте "четких критериев нет". Господин Авдейко выразил готовность "обогатить" законопроект предложениями депутатов ко второму чтению.

Члены комитета из "Справедливой России" выступили против законопроекта, представители КПРФ и ЛДПР воздержались. Михаил Маркелов сообщил, что "фракция "Единая Россия" поддержит законопроект". На пленарном заседании Госдумы 4 декабря комитет будет рекомендовать депутатам одобрить законопроект в первом чтении. "Похоже, правительство отказалось приравнивать к митингам встречи наших депутатов с избирателями, но решило добавить нам проблем с предвыборной агитацией через автопробеги",— заявил "Ъ" секретарь ЦК КПРФ Сергей Обухов. О попытках правоохранительных органов приравнять к несанкционированным митингам предвыборные встречи депутатов с избирателями оппозиция неоднократно заявляла в ходе региональных выборов.

Несмотря на то что единороссы поддержали правительственный законопроект о приравнивании автопробегов к демонстрациям, на заседании Госдумы лидер фракции "Единая Россия" Владимир Васильев выступил с критикой правительства, действия которого привели к протестам дальнобойщиков по стране. "Судя по тому, что делается сейчас Минтрансом в плане введения платы за дороги, у правительства не всегда получается перестраивать свою работу",— заявил господин Васильев, имея в виду систему "Платон", в рамках которой владельцы 12-тонных грузовиков обязаны с 15 ноября платить за проезд по федеральным трассам. "Мы имеем огромные издержки",— подчеркнул он, предложив депутатам "подключиться к работе правительства". Однако предложение справоросса Оксаны Дмитриевой включить в повестку дня заседания Госдумы ее законопроект о моратории на взимание с дальнобойщиков платежей системой "Платон", Госдума не приняла.

Виктор Хамраев

Вся лента