"Египту вообще нет никакой замены"

Блицинтервью

Закрытие для российских путешественников самых популярных направлений выездного туризма Турции и Египта может стать шансом для российских курортов. О том, куда именно теперь стоит поехать российским туристам, в интервью "Ъ" рассказала замминистра культуры России АЛЛА МАНИЛОВА.

Фото: Александр Чиженок, Коммерсантъ

— После рекомендаций министра иностранных дел Сергея Лаврова воздержаться от туристических поездок в Турцию и указа президента РФ Владимира Путина о прекращении прямого авиасообщения с Египтом эти направления фактически закрылись для организованного туризма. В 2014 году эти страны приняли почти 6 млн российских туристов. Куда теперь переориентируется этот поток?

— Турция не могла заменить Египет климатически: там нет теплого моря зимой. Это была квазизамена: туроператорам просто был удобен накатанный маршрут и, чтобы сохранить деньги, потраченные на чартеры, они настойчиво агитировали людей и переориентировали поток на Турцию.

— На какие направления в этом случае могут переориентироваться туроператоры?

— Публика, которая выбирает на Новый год Египет,— это специфический сегмент рынка: она хочет только моря и солнца, причем дешево. Ее невозможно переориентировать на более дорогие курорты Кипра, Таиланда и других стран Юго-Восточной Азии. Поэтому Египту вообще нет никакой замены. Тем, кто лишился отдыха в Египте, надо предлагать не аналогичные морские курорты, которых нет, а неожиданные для них зимние туры в сегменте внутреннего туризма.

— Будет ли как-то меняться стратегия развития внутреннего туризма в России исходя из новых реалий?

— Мы уже успели создать несколько эксклюзивных проектов c крупными туроператорами, которые раньше работали только на выезд и имели огромные обороты. Это не просто направления, а готовые упакованные в туристический продукт маршруты, они затрагивают многие регионы и не связаны с природой и погодой — "Русские усадьбы", "Серебряное ожерелье России", "Культурное наследие Карелии".

Такие проекты полностью обеспечены инфраструктурой, в том числе транспортной, РЖД предоставляет для них отдельные поезда. Туристы о них пока не знают только потому, что мы не успели провести маркетинговую кампанию. В столь сжатые сроки это было невозможно. В этом году четвертый раз будет реализован проект Минкультуры "Новогодняя столица России". После Казани, Вологды и Владимира этот статус получит карельский город Сортавала. Мы делаем ставку на событийный туризм: важно погрузить туриста в интерактивную среду — это принципиально и должно стать одной из главных тенденций развития отрасли и реального импортозамещения.

— Российские курорты смогут принять такой большой объем туристов? В этом году в высокий летний сезон пляжи Сочи были переполнены, а в Крыму все еще объективно недостаточно развита инфраструктура.

— Сочи сможет, сейчас это круглогодичный курорт с полной инфраструктурой. Мы сосредоточены на том, чтобы повысить уровень инфраструктуры и качество сервиса в Крыму до стандартов, к которым привыкли отдыхавшие в Египте и Турции туристы.

— "Закрытие" Египта и Турции принесет туроператорам не только фактические расходы по вывозу туристов и невозвращенных депозитов. В будущем компаниям, возможно, фактически некуда будет продавать путевки. Вы ждете сокращения числа игроков на рынке?

— Не вижу никакой паники в среде крупнейших туроператоров.

— Будут ли власти оказывать поддержку компаниям, согласившимся увеличить в структуре предложения долю внутренних путевок. В чем может выражаться помощь?

— Правительство рассматривает этот вопрос. В министерстве создан комитет по импортозамещению в туризме из числа именно этих туроператоров. Они уже внесли свои предложения по организационной и маркетинговой поддержке их переориентации на внутренние маршруты.

Интервью взяла Анна Пушкарская

Вся лента