Вагоны остановились под наблюдением

Внешнее управление на НкВЗ ввести не удалось

Арбитраж Кемеровской области не смог завершить процедуру наблюдения в ОАО «Новокузнецкий вагоностроительный завод» (НкВЗ). Суд приостановил производство по делу в связи с жалобой Сбербанка РФ о признании недействительным решения собрания кредиторов от 16 ноября. Его участники большинством голосов высказались за введение внешнего управления, в то время как банк настаивал на конкурсном производстве.

Фото: Григорий Котельников, Коммерсантъ

ОАО НкВЗ выпускает полувагоны для перевозки угля (3,43 тыс. штук в 2013 году). По данным базы Kartoteka.ru, его выручка в 2014 году упала до 2,554 млрд руб., убыток составил 853,89 млн руб. Основными акционерами являются Юрий Байченко, Андрей Бакай и Евгений Подъяпольский. Наблюдение на НкВЗ было открыто 19 мая 2015 года по заявлению кемеровского ООО «Вагон-Трейд СДС» (требования — 40,41 млн руб.).

Вчера кемеровский арбитраж заслушал отчет временного управляющего НкВЗ Ирины Ракитиной. Она сообщила, что основная причина кризисной ситуации на предприятии — общая ситуация в отрасли: упали цены на уголь, сократились или полностью прекратились заказы на вагоны. Предложение вагонов в России превышает спрос. По данным госпожи Ракитиной, в этом году НкВЗ выпустил всего 570 вагонов, в мае выполнил последний заказ, после чего уволил по сокращению практически весь персонал. С 7 июля на предприятии работает всего 28 человек против 1,1 тыс. в 2014 году. Они заняты охраной и содержанием мощностей завода.

По оценке управляющего, на НкВЗ следует переходить к конкурсному производству, поскольку оставшихся активов набирается всего 684 млн руб. (без основных производственных фондов, которые находятся в залоге у Сбербанка РФ), а объем требований кредиторов — 5,98 млрд руб. По расчетам Ирины Ракитиной, даже если восстановить производство, для выполнения всех обязательств перед кредиторами потребуется выпускать по 8,9 тыс. вагонов в год при цене 2,1 млн руб. за штуку. Между тем мощности НкВЗ позволяют производить 5 тыс. вагонов в год.

На собрании кредиторов 16 ноября 2015 года большинство из них (контролируют 55% требований) выступили за внешнее управление. В их числе крупнейший — ПАО «Транс­фин-М» (2,63 млрд руб.). Как сообщал „Ъ“, перед собранием гендиректор компании Дмитрий Зотов призвал «кредиторов завода, в первую очередь Сбербанк, конвертировать долг в капитал и помочь предприятию перепрофилироваться на выпуск другой продукции». Евгений Подъяпольский пояснил „Ъ“ интерес крупнейшего кредитора к восстановлению должника тем, что у НкВЗ помимо вагоностроительных мощностей есть еще большие свободные площади, 20 тыс. кв. м, под размещение других производств.

Сбербанк РФ, являющийся залоговым кредитором (2,085 млрд руб., или 34,86% от общего объема требований) на собрании кредиторов выступил за конкурсное производство. Вчера его представитель Елена Полякова заявила ходатайство о приостановлении производства по делу в связи с жалобой банка о признании недействительным решения собрания кредиторов от 16 ноября. В суде госпожа Полякова позицию кредитного учреждения не объясняла, госпожа Ракитина с содержанием жалобы незнакома.

В результате суд приостановил производство по делу.

Игорь Лавренков, Кемерово

Вся лента