Хореография с акцентом

Татьяна Кузнецова о Международном фестивале «Context. Диана Вишнева»

С 24 по 28 ноября в Москве пройдет «Context. Диана Вишнева» — самый юный, самый короткий и самый динамичный танцевальный фестиваль России. За пять дней Москва увидит четыре труппы с четырех континентов: они дадут шесть представлений на трех столичных площадках

За международную программу фестиваля уже третий год отвечает Самуэль Вюрстин, худрук знаменитой Роттердамской академии танца и директор Голландского фестиваля танца — естественно, у "Контекста" отчетливый голландский акцент. Но Диана Вишнева не просто дала свое имя фестивалю, предоставив карт-бланш кураторам: в составлении программы она принимает самое деятельное участие и обязательно танцует сама, каждый раз балуя публику чем-то новеньким.

На сей раз на открытии и закрытии фестиваля она исполнит неведомую нам хореографию Ханса ван Манена — мини-балет "Live". На сцене — балерина и оператор с видеокамерой, ловящий малейшие нюансы ее настроения и пластики и транслирующий снятое на большой экран. Настроение героини — хуже некуда, и кинофлешбэки в виде дуэтов разъясняют, что к чему: она на грани разрыва с любовником. История взаимоотношений продолжится на глазах публики: сбежавшая со сцены балерина встретит любимого в фойе театра, и весь зал подсмотрит, чем кончится это нежданное свидание. Тем, кому покажется, что прием с оператором давно затрепан, следует знать, что голландский классик ван Манен сочинил "Live" в 1979-м, задолго до того, как драма и танцтеатр вооружились камерами в массовом порядке... Номер "Live" в буквальном смысле взят из жизни: его первая исполнительница Колин Дэвис в момент постановки бурно расставалась со своим партнером. По случайности Колин оказалась в Амстердаме как раз тогда, когда Диана готовила там этот мини-балет, и, говорят, разрыдалась от воспоминаний прямо на ее репетиции.

“Andante”, Нидерландский театр танца. Хореограф Ханс ван Манен

Фото: Hans Gerritsen

Тезис "Новое — это хорошо забытое старое" поддерживает вся программа фестиваля. Открывает "Контекст" милейшая интеллигентная труппа Introdance из города Арнема, приезжавшая в Москву почти 13 лет назад и, судя по репертуару, по сей день верная своей просветительской миссии. 44 года назад педагог Тон Виггерс создал эту компанию с единственной целью — приобщить к балету широкие массы населения (introduction + dance, собственно, и означает "введение в танец"). Воспитанные в духе современной минималистской неоклассики "малые голландцы" покажут в Москве опусы корифеев этого жанра: Ханса ван Манена, Нильса Кристи и оголландившегося англичанина Бена Холдера.

Израильтянин Ицик Галили, проживший в Нидерландах большую часть свой творческой жизни и сделавший там отличную карьеру хореографа, тоже известен Москве: и сам приезжал к нам со своей компанией "Галили данс", и постановки его встречались в репертуаре разных гастролеров. После 25 лет в тихой Голландии хореограф решил вернуться на свою беспокойную родину, чтобы приникнуть к истокам и осмыслить пережитый опыт. Итог размышлений — мировую премьеру "Man Of The Hour", сделанную им с Израильской оперой (в спектакле участвуют семь танцовщиков и два певца),— Ицик Галили представит в Москве.

Совершенным "котом в мешке" станет аргентинская компания Бренды Анхиел — Brenda Angiel Aerial Dance Company представит сочинение "8cho". Идея Бренды — по-новому представить старое доброе танго, показав воздушную природу танца, поэтому своих артистов она то и дело поднимает в воздух на специальных лонжах. Очевидцы уверяют, что "воздушная танцевальная труппа погружает зрителей в состояние трепета". Спектакли Бренды, идущие под живую музыку, особо романтичные критики окрестили "танго на Луне".

В финале фестиваля выступит Martha Graham Dance Company — старейшая труппа Америки, в будущем году она отметит 90-летний юбилей. Визит сенсационен: Москва впервые увидит живьем хореографию родоначальницы американского модерна, причем в аутентичном исполнении. Наследие Марты Грэм предстанет в громадном временном диапазоне: от антифашистского памфлета "Chronicle", поставленного в 1936 году, до "Весны священной" Стравинского, сочиненной ею в 1984-м, в почтенном 90-летнем возрасте. В программе можно будет увидеть танцующей и саму "икону века": уникальная, 1940 года, запись ее монолога "Оплакивание" составит основу одноименного балета трех современных авторов.

Расписание на www.dianavishneva.com

Вся лента