"Минус 10 лет по-стоматологически"

К челюстно-лицевому хирургу часто обращаются пациенты, которые после установки дорогостоящих циркониевых коронок испытывают дискомфорт: неплотно смыкаются челюсти, чувствуется боль и щелчки в ухе и прочее. В таких ситуациях проводится комплексная диагностика для выявления причины нарушения прикуса. После восстановления правильного прикуса и функций зубочелюстной системы пациент всегда выглядит значительно моложе своих лет.

Дмитрий Левин знает секрет омоложения человека. Для этого порой достаточно восстановить правильный прикус

Фото: Фото из личного архива

Сценарий ЧЛХ

Когда имплантаты только начали входить в нашу жизнь, примерно около четверти века назад, все вопросы, касающиеся имплантации, решали исключительно челюстно-лицевые хирурги (ЧЛХ), поскольку этот процесс требует проведения высокоточных реабилитационных процедур. Это связано с тем, что при проведении имплантации идет работа с челюстными костями в контакте с ЛОР-органами, гайморовыми пазухами, нервами, сосудисто-нервными пучками верхней и нижней челюстей.

"Хирург-стоматолог и челюстно-лицевой хирург — это две совершенно разные профессии,— поясняет Дмитрий Левин, кандидат медицинских наук, челюстно-лицевой хирург, главный врач Центра приватной стоматологии "Доктор Левин".— Первый пять лет в институте изучает зуб, второй углубленно изучает анатомию, чтобы быть готовым решать любые вопросы, связанные с хирургией мягких тканей лица, костями, венами, артериями, лор-хирургией, детским приемом, онкологией и имплантологической реабилитацией челюстей".

Пациентами челюстно-лицевого хирурга обычно становятся люди, проходящие комплексную реабилитацию зубочелюстной системы, пациенты с нестандартными, сложными случаями имплантации зубов, пострадавшие в результате травм и получившие увечья лица. Для них обязательно прохождение комплексного обследования с помощью 3D- и ультразвуковой диагностики, позволяющей понять, какие группы костных тканей, мышц, суставов затронуты и какой из способов реабилитации оптимален для восстановления. Вторая категория пациентов — те, кто столкнулся с последствиями неудачного удаления зубов. "История частая: начали удалять зуб пациенту, проломили гайморову пазуху, затем выросла киста — человек становится пациентом отоларинголога. Тут стоматолог уже не поможет, имплантацию в таких экстремальных случаях стоматолог удачно провести не сможет",— говорит господин Левин.

К челюстно-лицевому хирургу часто обращаются пациенты, которые после установки дорогостоящих циркониевых коронок испытывают дискомфорт: неплотно смыкаются челюсти, чувствуется боль, щелчки в ухе и прочее. В таких ситуациях проводится комплексная диагностика для выявления причины нарушения прикуса. После восстановления правильного прикуса и функций зубочелюстной системы пациент всегда выглядит значительно моложе своих лет. "Этот эффект называется "минус десять лет по-стоматологически",— рассказывает Дмитрий Левин.— Приходит, к примеру, женщина 45 лет, у которой отсутствуют по два жевательных зуба с каждой стороны. Вроде бы ерунда, но в силу этого произошла декомпенсация нижней трети лица, и носогубный треугольник на ее лице — складочка-морщинка между крылом носа и углом рта — стал намного заметнее, чем раньше. Пациентка, обратившись с проблемой к косметологу, узнает, что это проблема не косметологической, а стоматологической природы".

В разных клиниках для предварительной диагностики используются разные приборы. Как вариант, реабилитация проводится по цифровому прототипу плана лечения пациента, который формируется с помощью специального диагностического комплекса. Прибор, придуманный для восстановления зубов у беззубых пациентов, представляет собой набор датчиков, при надевании на голову пациента он снимает данные строения черепа и челюстных костей. После того как человек несколько раз смыкает челюсти, робот показывает, где у него были зубы в 16 лет, какие и где должны быть имплантаты, какого размера коронки поместятся на будущие имплантаты, чтобы пациенту было комфортно. По этому "чертежу" все вспомогательные службы — ортопедическая, терапевтическая и хирургическая — ведут этого пациента. Все специалисты работают по одному сценарию, который утвердил именно челюстно-лицевой хирург.

Прежде чем принять решение об имплантации, специалисты рекомендуют посетить для консультации несколько медцентров. Хотя бы в одном из них стоит показаться челюстно-лицевому хирургу. "Это регулятор всей деятельности, связанной с хирургией ротовой полости, его уровень ответственности, подготовка, базовые знания позволяют это делать,— пояснил господин Левин.— Как врач со стажем, я могу сказать: глядя на зуб или проблему, по поводу которой обратился пациент, ты прекрасно знаешь, чем закончится его история и что следует сделать. Опытные клиницисты знают, когда зуб следует безоговорочно удалять и рекомендовать имплантацию, поскольку лечение и пломбирование в подобных случаях все равно позже закончится удалением".

Сейчас на рынке медуслуг представлено достаточно много методик имплантации. Есть экспресс-методики и методики классического пролонгированного лечения. К примеру, для пациентов, которые в силу своего здоровья (например, при наличии стенокардии) не в состоянии выдержать несколько процедур, есть хирургия по шаблону. Пациент, который не готов мириться с ограничениями, предполагаемыми одной методикой, может совместно с лечащим врачом подобрать другой вариант.

К сожалению, в России, особенно в Москве, получила распространение практика костной пластики с помощью пересадки собственных тканей пациента. Конечно, для стоматологического бизнеса это выгодно. К примеру, швейцарские костные материалы сейчас стоят 30 тыс. руб. за 1 грамм, а при пересадке собственного материала пациента клиника тратится только на анестезию и шовные материалы. В итоге, пациент проигрывает дважды: заплатит за забор и перенос материала (т.е. за работу) и отдельно за костную пластику. А еще в качестве сомнительного бонуса — болезненный послеоперационный период. Во всем мире данные техники уже уходят в прошлое.

Кость в цене

Людям, потерявшим зуб, следует помнить, что при отсутствии зуба после удаления происходит атрофия (уменьшение или истончение) кости. "За 23 года практики я наблюдал, пожалуй, человек десять, у которых отсутствовал такой эффект. Это были молодые хоккеисты, которым клюшкой выбили зубы",— отметил Дмитрий Левин.

Пациенту, пережившему травматичное удаление зуба на верхней челюсти, начиная с клыка и далее, или в течение длительного времени не делавшему имплантацию, специалисты советуют обязательно пройти реабилитацию с помощью процедуры синус-лифтинга. Под мембрану Шнайдера, которая находится на границе с гайморовой пазухой, врач (челюстно-лицевой хирург) закладывает костно-пластический материал для роста кости. Через два месяца в этом месте вырастает новая кость. Когда ее рост закончится и она минерализуется, можно поставить имплантат. "Благодаря 3D-прототипированию плана лечения мы не делаем ничего лишнего — четко знаем, где и в каком объеме необходима кость",— объясняет господин Левин.

Абсолютными противопоказаниями для этой процедуры являются обычно онкозаболевания, заболевания крови и психические отклонения. Общие противопоказания при этом обычно не берутся в расчет. "Есть мнение, что для высокотехнологичной хирургии — а мы говорим именно о ней — всегда есть какие-то противопоказания. Но если выписать все эти противопоказания, то окажется, что пациентами могут быть только 12-летние дети или идеально здоровые люди, которые прошли бы проверку в качестве космонавтов. Их нет и не будет! Опытный врач всех пациентов зрелого возраста обязательно контролирует с помощью анестезиолога, невролога и эндокринолога, которые делают так, чтобы пациент был полностью готов к безопасной процедуре",— отмечает Дмитрий Левин.

Самый первый вопрос, который врачу задает пациент: "Сколько будет стоить имплантация?" Если названная сумма устраивает, он решается на имплантацию, забыв уточнить у врача, какими дополнительными процедурами она сопровождается. Врачебное лукавство приводит к тому, что пациент на финише лечения получает счета, в которых фигурируют суммы, отличающиеся от первоначально оговоренных. Для исключения подобных ситуаций за рубежом давно принята система "кейсовой стоимости лечения".

"Являясь партнерской клиникой крупной зарубежной страховой организации, мы в наших центрах перешли на такую систему много лет назад. Прозрачность и стабильность ценовой политики укрепила доверие к нам пациентов и дисциплинировала персонал. Конечно, этот план не подходит пациентам, изначально выбирающим по соображениям экономии имплантацию без костной пластики и имплантацию без синус-лифтинга, то есть без улучшения качества челюстной кости. Костная пластика и синус-лифтинг нужны, чтобы поставить имплантат в оптимальную биомеханическую точку, укрепляя кость для сопротивления жевательным нагрузкам",— говорит Дмитрий Левин.

Елена Чернышова

Вся лента