Россия не прячет

Правозащитники считают, что в РФ не соблюдается Конвенция о статусе беженцев

Одна из ведущих правозащитных организаций России в области защиты беженцев — комитет «Гражданское содействие» — представила доклад о том, как в РФ реализуются права беженцев. Авторы исследования утверждают, что иностранцы не могут найти спасения в России, поскольку большинство из них не допускают к процедуре обращения за убежищем, и делают вывод, что Россия не соблюдает Конвенцию о статусе беженцев 1951 года.

Фото: Анатолий Жданов, Коммерсантъ

Комитет «Гражданское содействие», как заверяют представители НКО, впервые с момента подписания Россией в 1992 году Конвенции о статусе беженцев 1951 года провел масштабное исследование о том, как в РФ реализуются права беженцев. По словам автора доклада «Россия как страна убежища» Елены Буртиной, Россия не выполняет в должной мере обязательства, взятые при подписании документа.

С 2010 по 2014 год доля иностранцев, получивших статус беженца из числа обратившихся, колебалась в пределах от 2% до 9%, приводят статистику госпожа Буртина. Временное убежище было предоставлено в 2010–2013 годах 60–63% от числа заявителей, но в 2014 году, когда в Россию хлынули беженцы с Украины, доля иностранных граждан, получивших временное убежище, составила уже 92%. Таким образом, делают вывод авторы, до принятия украинских мигрантов в России число признанных беженцев было меньше, чем на Мальте с населением 423 тыс. человек.

Временное убежище, согласно законодательству, может быть предоставлено тем заявителям, которым отказано в признании беженцами, но их высылка невозможна «из гуманных побуждений». «Гуманитарный статус» дается сроком на 12 месяцев и может быть продлен. Статус беженца дает более солидные преимущества: у гражданина появляется законное право проживать на территории РФ, получать медицинскую помощь и трудоустраиваться.

Однако даже эти цифры не отражают истинного положения дел. По словам правозащитников, в официальную статистику попадают только те, кому органы ФМС дали возможность подать заявления. Тогда как, по мнению госпожи Буртиной, с доступом к процедуре обращения за убежищем уже существуют серьезные проблемы: «Во многих территориальных органах ФМС систематически нарушаются права беженцев на доступ к ней. Люди месяцами пытаются прорваться в миграционную службу и в конце концов теряют легальный статус и подвергаются угрозе высылки». По словам правозащитницы, заявления беженцев рассматриваются «несправедливо и без опоры на закон», как того требуют стандарты конвенции: в органах ФМС мигранты сталкиваются с огромными очередями, необоснованными отказами и коррупцией. Российский закон «О беженцах» не содержит оснований для отказа в приеме заявления беженца, но сотрудники миграционных служб не допускают обратившихся к ним без паспортов, виз или без договора аренды на жилье. «Система убежища в России напоминает небоскреб, где люди живут только на одном этаже, а у входа стоит мощная охрана, которая почти никого не пускает»,— говорит Елена Буртина.

По данным Федеральной миграционной службы (ФМС), статус беженца в России с начала года получили 79 человек, из которых 61 — граждане Украины. Статус временного убежища был предоставлен 98 185 заявителям, подавляющее большинство из них (97 640 человек) также прибыли с востока Украины.

По мнению председателя комитета «Гражданское содействие», члена Совета по правам человека при президенте РФ Светланы Ганнушкиной, судьба беженцев с Украины сегодня уже не волнует власти. Так, мигранты не могут приехать в регионы, где есть рынок труда. Москва, Московская область, Санкт-Петербург, Ростовская область, Крым, Севастополь и Чеченская Республика правительственным указом от 22 июля 2014 года закрыты для них. «Ощущение такое, что украинские беженцы сыграли свою пропагандистскую роль, и на этом вопрос закрыт,— говорит госпожа Ганнушкина.— Они больше не нужны».

Правозащитников волнует также судьба сирийских беженцев, которые прибывают в РФ. Ранее глава ФМС Константин Ромодановский заверил, что Россия готова их принимать: «Мы весьма гуманно относимся, понимая, что там военные действия, всячески будем помогать». Однако с начала 2015 года лишь 333 сирийца получили временное убежище в РФ, при этом статус беженца не присвоен никому из них. По данным комитета «Гражданское содействие», большинство беженцев прибывают в Россию из города Алеппо. Правозащитники предупреждают, что к процедуре подачи прошения на предоставление убежища многих из них просто не допускают.

Юлия Старостина

Вся лента