Оружие завоевания

Тест-драйв

По скоростному профилированному кольцу полигона, рассчитанному на скорости до 300 км/ч, идет поток автомобилей, примерно такой же, как на загруженной российской трассе. Такому зрелищу позавидует Формула 1 — там обгоны редкость, а здесь — постоянно, и при этом на трассе машины всех классов: спортивные купе, представительские лимузины, внедорожники, автобусы и магистральные грузовики. В одном из этих магистральников — DongFeng KX — и ваш покорный слуга.

Фото: Максим Сергеев, Коммерсантъ

Когда-нибудь, во вполне обозримом будущем, весь мир будет ездить на китайских грузовиках. Почему? Да потому, что никому не угнаться за темпами развития Китая. В середине 2000-х годов качество китайской техники было ужасающим, но все стремительно меняется. К тому же Китай — это одна большая стройка. Строят такими ударными темпами, что всем остальным и не снилось, наверное именно так строили у нас в годы первых пятилеток. Строят сразу все: дороги, мосты, города и заводы. Кажется, что все время находишься на стройке, куда бы ты ни пошел.

Первое, что встречает на дальних подступах к сборочному предприятию DongFeng — огромные бетонированные площадки, уставленные грузовиками. По самым скромным подсчетам, их здесь около семи тысяч. Чтобы был понятен масштаб, напомню, что отечественный КамАЗ в этом году обещает выпустить 27-29 тыс. грузовиков. Всего!

Так откуда здесь столько грузовиков DongFeng? А это площадка готовой продукции. Оказывается, в этом году завод в небольшом городе Шияне (население 600 тыс.) выпустит 107 000 грузовых автомобилей массой более 8 тонн! И это еще завод работает с неполной загрузкой: производственные мощности рассчитаны на 180 тыс. грузовиков в год.

Сборочное предприятие недавно полностью переоборудовали. Чистота в цехах такая, что и не снилась многим европейским заводам, через каждые 20-30 м площадки для отдыха с живыми растениями, во дворе пруд с утками. Рабочие на конвейере в светло-серой чистой униформе. В цехах светло и довольно тихо.

Сегодня DongFeng Trucks — крупнейший производитель грузовиков в Китае, его продукция занимает 14% местного рынка. Китайский внутренний рынок потребляет ежегодно 740 тыс. грузовиков! В 2012 году было объявлено о создании совместного предприятия DongFeng и Volvo Trucks, и в прошлом году слияние завершилось. Сейчас доли в СП распределены в соотношении 55% у китайцев и 45% у шведов. Вкладом Volvo в СП стали технологии и маркетинг, вкладом DongFeng — производственные мощности.

Главная задача, стоящая сегодня перед DongFeng,- повышение качества и выход на европейский уровень во всем, начиная с требований безопасности, инженерии и системы продаж и сервиса. А в перспективе — "выход на мировой рынок, закрепление на нем и его завоевание, так же как было и здесь, в Китае",— это слова Хуан Гана, президента DongFeng Trucks, и что-то мне подсказывает, что так и будет...

Так чем же китайцы намерены завоевать весь мир? Вот он DongFeng KX, представитель новой китайской волны. В Европе машина была представлена год назад, на выставке IAA 2014 в Ганновере. И уже тогда мировые производители были озадачены качеством и инженерной проработкой конструкции.

Первое, что бросается в глаза,- колесная формула 6Х4. Если не брать в расчет КамАЗ, то трехосные тягачи в Европе редкость, они занимают очень узкий сегмент — не более 3-5% всего автопарка магистральных перевозок. Другое дело Америка, там как раз все наоборот. А европейские магистральники двухосные с колесной формулой 4x2.

Тщательно оглядываем и простукиваем машину снаружи. Вполне приемлемый дизайн, светодиодная оптика, качество окраски и сборки на очень высоком уровне.

Поднимаем кабину, под ней 13-литровый дизель Cummins, выдающий 450-520 л. с. Он выпущен на совместном предприятии в Китае. Вас это смущает? А где выпущены ваш смартфон и компьютер?

За двигателем — автоматизированная 14-ступенчатая трансмиссия ZF AS-tronic. Дальше — вольвовский ретардер и свои мосты. Передняя подвеска рессорная, задняя — пневматическая.

Опускаем кабину и забираемся внутрь. Прощупываем, простукиваем, принюхиваемся — и снова не к чему придраться: нормальный (хотя и жестковатый) пластик, нормально подогнанные детали, на месте саморезы — ничего не скрипит и не отваливается.

Руль регулируется в двух плоскостях, сиденье с семью регулировками, пневмоподвеской и встроенным ремнем безопасности. Запаса регулировок хватает всем, и это не может не радовать, а то в моей жизни был случай, когда лет десять назад я был вынужден отказаться от тест-драйва китайского развозного фургона по самой банальной причине: я в нем не помещался.

Внутренняя высота кабины вполне позволяет перемещаться в полный рост, над лобовым стеклом три вместительных ящика. За спинкой водительского кресла два спальных места с нормальными матрасами. Вполне европейский уровень.

Усаживаемся и запускаем двигатель, трогаемся с места.

Двигатель уверенно разгоняет полностью загруженный автопоезд (55 тонн) до максимально разрешенных в Китае 100 км/ч. Внутри кабины ни шума, ни тряски и снова ничего не скрипит и не отваливается. Очень достойное качество, и если брать за ориентир тягачи Volvo, то DongFeng KX им не проигрывает почти ни в чем, за исключением, быть может, только пластика передней панели.

Естественно, остаются вопросы, касающиеся долговечности, поставки запчастей и наличия фирменных сервисных станций. И здесь как раз главные приоритеты компании. В продолжение всей китайской командировки нам все время рассказывали о "повышении качества" и "европейской системе ведения бизнеса" — представители DongFeng повторяли эти слова как заклинание. Почему? Да потому, что в Китае иная система ценностей. Там грузовик рассчитан на работу в течение шести лет, а гарантийный срок и вовсе полгода! Неудивительно, что увидеть на китайских дорогах те грузовики, что поставлялись к нам десять лет назад, нам не удалось: их нет, они отработали свое, и их списали.

Но сейчас стоит задача завоевания мирового рынка, а консервативный европейский перевозчик привык оперировать другими категориями и сроками.

Наше сближение с Китаем и эра больших строек (большинство из которых, такие как скоростная железная дорога Москва--Пекин и трубопровод "Сила Сибири", будут финансироваться именно китайской стороной) обещают огромный рывок всей экономике Евразии, и китайцы не упустят шанса продвинуть свою технику на наш рынок.

Машины начнут поступать к нам в следующем году, и дело вовсе не в том, что их не хватает. Российский импортер компания VH DongFeng способна уже сегодня завалить рынок новыми машинами, и уже сейчас есть пять сервисных центров, где можно обслужить грузовики DongFeng. Однако с 1 января 2016 года в России вступают в силу требования "Евро-5" к выбросам, и сейчас на заводе DongFeng работают именно над такими двигателями.

Спрос на трехосные модели в России невелик, но одновременно с трехосной моделью на полигоне был и двухосный вариант (правда, почему-то с механической коробкой) — поездить на нем не дали, но машина такая есть и сейчас доводится на полигоне. Понятно, что о ценах говорить пока рано, но отвечая на вопрос о позиционировании, вице-президент DongFeng Trucks Жан-Ноэль Тено (пришедший из Volvo Trucks) сказал следующее: "Мы собираемся завоевывать рынок не низкой ценой, а высоким качеством. Что же касается других китайских производителей, то мы не считаем их конкурентами: до нашего уровня им далеко".

Максим Сергеев

Сегодня DongFeng Trucks — крупнейший производитель грузовиков в Китае и занимает 14% местного рынка. Всего китайский внутренний рынок потребляет ежегодно 740 тыс. грузовиков!

Вся лента