Авто как на ладони

технологии

Срастание мобильных технологий с автомобилями идет полным ходом. Современный автомобиль буквально начинен компьютерами. Осталось только полностью вывести их управление на смартфон.

Фото: Paul Sancya, AP

Выбор платформы

Трудно поверить, но первый автомобильный компьютер был создан еще в 1981 году. Компания IBM разработала его для BMW и даже предложила специальный термин: "карпьютер". В серию разработка не пошла, термин не прижился, и об автомобильных компьютерах ничего не было слышно еще без малого 15 лет. Только в середине 1990-х годов совместными усилиями японского производителя автомобильной электроники, компании Clarion, и корпорации Microsoft была представлена первая программная платформа для встроенных в автомобили компьютеров. Называлась она Auto PC. В середине нулевых годов Auto PC получила практическое воплощение в нескольких моделях Ford с предустановленной технологией Ford Sync.

Это уже была эра интернета и смартфонов, хотя концепция подключенного к сети автомобиля только разрабатывалась. Распространение в то время получила технология MirrorLink, предоставлявшая возможность вывода дисплея смартфона на экран встроенного в автомобиль мультимедийного компьютера. MirrorLink внедряла Nokia для устройств на Symbian и BlackBerry. Как беспроводной аналог MirrorLink вскоре появилась технология Miracast, но всем (и автомобилистам, и производителям смартфонов, и производителям автомобилей) было очевидно, что "зеркалирование" экрана смартфона на дисплее автомобиля — это далеко не предел функциональности. Обе эти технологии лишь позволяли воспроизводить со смартфона контент (музыку или видео) и использовать на экране автомобильной системы картографические сервисы со смартфона. О более тесной интеграции, предполагавшей, например, вывод на смартфон информации о состоянии автомобиля, не говоря уже об управлении некоторыми функциями автомобиля со смартфона, не могло идти и речи.

Для реализации более тесной интеграции автомобиля и смартфона нужна была полноценная автомобильная операционная система. Nokia пыталась было заинтересовать автопроизводителей платформой MeeGo на основе Linux, но в результате сама отказалась от ее развития. BlackBerry повела себя дальновидней. Купив платформу QNX и создав фактически с нуля на ее основе новую операционную систему для своих смартфонов, компания начала успешное лицензирование QNX OS for Automotive Safety основным автопроизводителям. Это в результате даже вынудило компанию Apple, в 2014 году выпустившую свое автомобильное решение CarPlay, построить эту операционную систему на исходниках все той же QNX. Естественно, не собирается упускать перспективный сегмент и корпорация Microsoft, предлагающая автопроизводителям свое решение Windows Embedded Automotive. У Google есть развивающаяся платформа Android Auto. Решения для подключенных автомобилей разрабатывают и другие IT-гиганты.

Пока нельзя сказать, какая из автомобильных операционных систем лучше. Автопроизводители фактически только тестируют их. Впрочем, Porsche для грядущего обновления 911-й модели решил отказаться от прежнего плана внедрения Android Auto в пользу CarPlay от Apple. Аргументация сводится к тому, что операционная система от Google собирает слишком много информации о состоянии автомобиля, в то время как CarPlay "интересуется" всего лишь тем, чего от него хочет разработчик.

Одним словом, до внятной унификации на рынке автомобильных программных платформ пока далеко. Скорее всего, точки над "i" будут расставлены в ближайшие года два-три. Зато более или менее унифицировался рынок мобильных операционных систем, что позволило автопроизводителям самостоятельно создавать программные платформы для своих автомобилей, будь то на основе QNX или Linux. Так поступает, например, GM, создавшая для марки Cadillac программную платформу CUE на основе Linux. Что же касается более тесной интеграции со смартфонами, то автопроизводителям куда легче просто выпускать приложения для всех мобильных операционных систем. С помощью этих приложений пользователю, как правило, предлагается дистанционно управлять тем или иным функционалом автомобиля.

Управляя пальцами

Наглядный пример тому — приложение Volvo on Call. Помимо картографических сервисов оно, синхронизируя смартфон и автомобиль, предоставляет возможность дистанционного запуска двигателя, управления климат-контролем, информирует о количестве топлива и состоянии замка. Аналогичным функционалом обладает официальное приложение My BMW Remote и Land Rover InControl Remote. Большей информативностью выделяется приложение Car Connect для автомобилей Porshe. Оно собирает для пользователя подробную информацию о состоянии практически всех узлов автомобиля.

Отдельная категория приложений предназначена для обмена контентом и воспроизведения, например, аудиотреков с подключенного по Bluetooth или по USB смартфона. В таких случаях бортовой компьютер автомобиля, как правило, распознает смартфон как сторонний медианоситель и воспроизводит с него контент как с флеш-накопителя. Увы, подобный сценарий использования касается именно медиафайлов, а вот просмотреть на дисплее бортового компьютера документ не получится. Другое дело, насколько нужно, чтобы бортовой компьютер автомобиля умел работать или хотя бы просматривать офисные документы.

Часть автопроизводителей пошла по пути поддержки приложений сторонних разработчиков. Примером в данном случае может служить сотрудничество KIA и отечественного программно-аппаратного решения Remoto, которое можно установить на автомобиль любой марки. Однако KIA авторизировала данное решение и предлагает покупателям предустановку аппаратной части Remoto. По сути, Remoto предлагает все тот же функционал, что и официальные приложения производителей первого эшелона: регулировка температуры в салоне, блокировка дверей, запуск двигателя и пр.

Таким образом, получается, что автопроизводители не испытывают особой необходимости в полноценных операционных системах, созданных IT-гигантами. В современном автомобиле около полусотни различных компьютеров, и так или иначе завязывать их работу на стороннее программное обеспечение не каждый рискнет. Быть может поэтому куда большие шансы имеет CarPlay от Apple, поскольку предоставляет всего лишь возможность обмена мультимедийным контентом и воспроизведения картографических и навигационных сервисов с iPhone. С другой стороны, этот функционал в современных автомобилях, как правило, есть и без смартфона.

На фоне всего этого появляется и еще один вопрос: нужна ли вообще управляемость автомобиля со смартфона? С одной стороны, конечно, да! Удобно дистанционно включить двигатель, установить температуру в салоне, включить дворники, чтобы очистить лобовое стекло. Наверняка не менее удобно, не используя специальное оборудование, время от времени посматривать в смартфон, чтобы узнать давление в колесах или, будучи вне машины, посмотреть статистику поездок за последний месяц. Но есть тут и другая сторона, которой недавно озадачились журналисты авторитетного журнала Wired, решив провести эксперимент по взлому подключенного к интернету автомобиля. В качестве жертвы был выбран новенький Jeep Cherokee, а для реализации замысла анонимно были ангажированы два хакера. В результате им удалось обдуть водителя ледяным воздухом из кондиционера, включить на полную громкость аудиосистему и залить лобовое стекло жидкостью из омывателя, заблокировав при этом привычные органы управления. И это было только начало — на следующем этапе они заглушили двигатель, а когда водителю все же удалось съехать с автотрассы — отключили тормоза и даже вмешались в работу рулевого управления.

Одним словом, время покажет, какая из автомобильных операционных систем займет большую долю рынка, но пока складывается ощущение, что, скорее, автопроизводители будут интегрировать в свои разработки элементы и CarPlay, и Android Auto, и Windows Embedded Automotive. Это позволит легко и корректно подключать смартфоны к автомобильным мультимедийным системам. Что же до статистической информации, то она будет доступна на смартфонах через фирменные или сторонние приложения. Пока именно такой вариант представляется наиболее адекватным и в то же время безопасным.

Реваз Резо

Вся лента