Вишенка на торте

Концепт-кары 66-го Франкфуртского автосалона

Анна Килимник

Чем ВДНХ лучше ВВЦ? Обе ведь вроде выставки. Но одна была призвана демонстрировать достижения, в другая стала просто центром знакомства с товарами повседневного спроса.

Достижения смотреть всегда интереснее. Особенно те, которых мы еще не достигли. Но мы упорно работаем в заданном направлении и вот-вот сделаем что-то удивительное, а пока у нас есть только опытный образец, зато какой отпадный! Сегодня это называют емким словом "концепт".

Концепт-кары - самая интересная часть любой автомобильной выставки. Если живешь в столице, модельный ряд компании можно и в дилерском центре посмотреть. Серийные новинки? Да, очень интересно! Но через пару месяцев они поступят в продажу: покупай - не хочу. Концепт в продажу не поступит никогда. На нем не прокатиться, в нем даже не посидеть, всегда остается верить только пресс-релизам, где пишут, как эти машины хороши. И мы верим - а что нам остается? Только если мечтать: о том, что вот-вот это что-то удивительное будет блистать не только на выставочном подиуме, огороженное ленточками, - не дай бог публика заляпает его своими отпечатками пальцев. Оно будет блистать на автостраде, а еще сильнее будем блистать в нем мы сами, его счастливые обладатели.

Но это раньше на автомобильных выставках было сплошное "вэ-дэ-эн-ха". Теперь это все чаще "вэ-вэ-цэ". Концептов, возле которых можно "залипнуть" часа на два, все меньше. Все больше "предвестников новых моделей" и "предсерийных прототипов", пресных, как диета. А хочется, знаете ли, тортиков. На последнем Франкфуртском салоне все же было несколько достижений. Помечтаем, что ли?


Приборную панель

Прежде всего не откажем себе в удовольствии пощеголять разного рода данными. Мощность двигателей этого электроконцепта - более 600 л. с., 3,5 секунды до "сотни", менее чем 12 секунд - до двух сотен. У спорткара Porsche Mission E - четыре двери и четыре полноценных сиденья. Центральная стойка тут отсутствует, а двери открываются в разные стороны; вместо классических наружных зеркал - неброские видеокамеры. Запас хода - свыше 500 км. За 15 минут батарея заряжается до 80-процентного показателя - этого хватит примерно на 400 км пути. Оптимальное распределение массы и низкий центр тяжести укрепляют динамический потенциал и сохраняют аутентичными спортивные ощущения.

То есть вроде бы электрический, но в то же время такой родной и знакомый Porsche. Дизайн автомобиля способствует укреплению нашего обмана. Классические стреловидные очертания напоминают о гоночных автомобилях марки из Цуффенхаузена. Матричные светодиодные фары даром что новые, зато в типичном для Porsche четырехточечном дизайне. Ярко выраженные передние крылья - как у 911-го. Широкая рельефная выштамповка через всю крышу - как у 911 GT3 RS. Но в то же время это спорткар завтрашнего дня. Он понимает водителя с одного взгляда благодаря технологии Eye Tracking. Он открывается цифровым ключом, который владелец может создать и выслать кому-то из друзей или родственников через портал Porsche Connect, и те смогут пользоваться автомобилем в отведенное хозяином время. А еще Mission E распознает жесты. Его голографический дисплей, заходящий далеко на сторону переднего пассажира, предоставляет доступ к навигации, кондиционеру и тому подобному. Управлять всем этим можно ни до чего не дотрагиваясь. Жест хватания означает выбор, потягивающее движение - управление. Но ничего неприличного автомобилю лучше не показывать. Ну, мало ли что.


Выставка во Франкфурте официально носит название IAA, что расшифровывается как Internationale Automobil-Ausstellung и переводится с немецкого как "международный автосалон". Представленный здесь концепт Mercedes-Benz носит точь-в-точь такое же название: IAA. Но не стоит обманываться, будто штутгартская марка назвала свое творение в честь автошоу. Эта аббревиатура расшифровывается как Intelligent Aerodynamic Automobile, что переводится с английского как "автомобиль с интеллектуальной аэродинамикой". Точнее, тут речь не про один, а про два автомобиля. В состоянии покоя, а также на небольшой скорости Concept IAA - это четырехдверное купе, но, когда автомобиль преодолевает порог скорости в 80 км/ч, он автоматически переключается в аэродинамический режим и трансформируется за счет активных аэродинамических элементов в гоночную машину. Закрылки, находящиеся перед передними колесными арками, выдвигаются на 25 мм наружу и сдвигаются на 20 мм назад, что значительно улучшает обтекание колес. Ламель в переднем бампере сдвигается назад на 60 мм, оптимизируя обтекание днища кузова. Активные колесные диски с помощью центробежной силы уменьшают свою вогнутость с 55 до 0 мм, превращаясь в аэродинамически образцовые диски. Но самая заметная трансформация происходит в корме: удлинитель задней части выдвигается на 390 мм, что способствует сужению набегающего потока. Этот удлинитель состоит из восьми углепластиковых сегментов, которые, смыкаясь, образуют единое кольцо. В итоге коэффициент аэродинамического сопротивления Concept IAA уменьшается с 0,25 до 0,19. Это при том, что у современных автомобилей этот показатель в среднем 0,3, а у автомобилей, предназначенных для установления рекордов скорости, - около 0,15-0,2. А у нас тут хоть и концептуальное, но все же четырехдверное купе, где с комфортом могут ехать четыре человека.

Образцовая аэродинамика IAA - заслуга не только активных аэродинамических элементов. Чтобы получить отличные показатели в аэродинамической трубе, стекла сделали заподлицо с кузовом, занизили до 100 мм дорожный просвет, использовали регулируемые жалюзи радиатора. Отказались и от дверных ручек, вместо которых тут сенсорные панели - достаточно прикосновения пальца, чтобы дверь открылась сама. Отказались и от наружных зеркал. Видеокамеры, изображение с которых выводится на дисплей, встроенный в салонное зеркало заднего вида, расположены в боковых воздуховыпускных отверстиях, расположенных за передними колесными арками.

Шелкографию как метод создания картин одним из первых применил Энди Уорхол. Таким способом он увековечил на своих полотнах немало разных моделей Mercedes-Benz. Вот, например, работа под названием Mercedes-Benz Rennwagen W 125. Вряд ли это дань уважения звезде поп-арта, но боковые стекла Concept IAA окрашены в цвет кузова именно методом шелкографии. Благодаря этому не только уменьшается воздействие солнечного излучения, но еще и автомобиль становится похожим на серебристую скульптуру в стиле хай-тек.

Отделкой кристаллами Swarovski сегодня мало кого удивишь. Но тут австрийские мастера выполнили из стекла целые детали - восемь дефлекторов обдува. Стеклом, края которого отшлифованы и отделаны по периметру алюминиевой фаской, покрыты и два дисплея. На центральной консоли есть еще один "стеклянный" элемент, на этот раз из трехмерно изогнутого стекла, куда интегрирована сенсорная панель, с помощью которой регулируется климат-контроль, сиденья и т. д. Тут же можно найти меню управления элементами аэродинамического обвеса автомобиля.

Роман британского писателя Нила Геймана "Звездная пыль" впервые был опубликован с 1999 году. А фонари с эффектом звездной пыли дебютируют на одной из серийных моделей Mercedes-Benz в начале 2016 года. Как они будут выглядеть, можно подсмотреть на концепте IAA, чьи фонари генерируют особые блики, напоминающие собой звездную пыль. Или свечение реактивного двигателя. Кому что нравится.

IAA продолжает традицию особенных, аэродинамически совершенных моделей Mercedes-Benz. Отправная точка в этой истории - автомобиль для рекордов Mercedes-Benz W 25 1936 года, который стал первым, получившим полностью обтекаемый кузов. Его обтекаемость совершенствовали в аэродинамической трубе заводов Цеппелина во Фридрихсхафене. Результатом стал не только показатель Cx = 0,235, но и мировой рекорд скорости. На Mercedes-Benz W 25, чья мощность составляла 570 л. с., Рудольф Караччиола сумел разогнаться до рекордной для того времени скорости 372,1 км/ч.

Концепт от Mercedes-Benz - это не только стильная оболочка, но и высокотехнологичная начинка. IAA может коммуницировать с другими автомобилями или источниками информации. Эту технологию называют Car-to-X, она - очередной шаг на пути к предупреждению аварий, так как позволяет регистрировать препятствия или происшествия, которые даже еще не успели попасть в поле "зрения" автомобиля, то есть фактические обладает умением заглядывать если не в будущее, то хотя бы за поворот.


Этим проектом

Этот концепт был сделан одновременно двумя разными подразделениями Honda - мотоциклетной студией в Асаке и автомобильным центром в Вако. Он сочетает в себе свободу мотоцикла и маневренность автомобиля. Концепт оснащен мотором от спортивного байка Honda RC213V, который был, правда, немного модифицирован для гражданского использования. Его мощность в итоге составляет 215 л. с. при 13 000 об/мин, максимальный крутящий момент - 118 Нм при 10 500 об/мин. Силовой агрегат работает в паре с шестиступенчатой коробкой передач Honda DCT с двумя сцеплениями. Вес концепта - всего 405 кг. Среднемоторная компоновка вместе с низким центром тяжести обеспечивает исключительно высокий уровень отзывчивости транспортного средства.


Первая версия концепта, показанного год назад, как нам представляется, была не такой смелой с точки зрения экстерьера. Дизайнерский язык нового концепта активно использует ромбовидные формы, обеспечивая яркие эмоции не столько водителю, сколько тем, кто наблюдает автомобиль со стороны.

Это уже второй вариант концепта, предыдущий был показан в прошлом году на автосалоне в Париже. Новый C-HR - очередной шаг Toyota к запуску компактного кроссовера, премьера которого пройдет в марте следующего года на Женевском автосалоне. Концепт максимально приближен к серийной модели, которая, вероятно, займет место на ступеньку ниже RAV-4 - если судить по габаритам, то есть C-HR находится на стыке В и C сегментов. Автомобиль создан на новой глобальной платформе TNGA и оснащен гибридной силовой установкой.


На концепте

Этот концепт является предшественником нового купе-кроссовера Mazda CX-4. В переводе с японского koeru означает "превосходить", "выходить за пределы". Ну а что, давно пора выйти за рамки обыденного модельного ряда. Помимо дизайна, который как бы говорит нам о том, что этот концепт напоминает хищного зверя, предполагается, что у Koeru отличные аэродинамические показатели, а специальные технологии по защите от шумов и вибраций обеспечивают более комфортное передвижение.


Концепт оснащен системой 3S-Cube. Она в режиме реального времени отслеживает дорожные условия и адаптирует к ним работу подвески. На неровной дороге подвеска становится мягче, а дорожный просвет увеличивается, чтобы ехать было комфортно. На ровном шоссе, наоборот, подвеска становится жестче, а сам автомобиль будто прижимается к дороге.

Еще один концепт-намек на серийную модель, а именно новый Korando, он же Actyon. В отличие от актуального дизайна реального автомобиля, XAV Adventure своими рублеными линиями напоминает скорее о брутальных внедорожниках, чем об округлых городских кроссоверах. Концепт оснащается гибридной силовой установкой, где в паре с двумя электромоторами работает либо бензиновый, либо дизельный двигатель


Городское купе с электромотором - таких концептов мы перевидали более чем достаточно. Но у Peugeot Fractal есть чем нас удивить. Хотя на вид вроде ничего особенного, зато на звук должно быть явно что-то необычное. Потому что у этого автомобиля особая организация звукового пространства, которое воздействует на водителя во время вождения. Дело не в двигателе, он тут электрический, а потому - молчаливый. Главный звуковой орган этого концепта - инновационная аудиосистема 9.1.2, которую вместе с соответствующим программным обеспечением разработало научно-исследовательское подразделение PSA Peugeot Citroen StelLab в содружестве с ведущим французским производителем высококлассных аудиосистем Focal. Здесь используется технология цифрового звука, моделирующая работу человеческого уха и создающая виртуальные источники звука, которые проецируются особенным образом - для наилучшего восприятия водителем. Например, голосовые подсказки навигации возникают как бы на расстоянии по ходу движения автомобиля, а если нужно повернуть, они плавно "перетекают" в ту сторону, в которую необходимо совершить маневр. Когда автомобиль минует точку, о которой шла речь, "голос" возвращается в салон. На развязках подсказки произносятся максимально близко к водителю, чтобы предупреждать о резких изменениях маршрута. Автомобиль буквально напичкан разного рода динамиками, а также сабвуферами. Для более точной передачи звука была создана мембрана из льняного волокна, которая характеризуется естественным, насыщенным звуком. Конечно же, свой цифровой голос получила буквально каждая система, будь то запуск автомобиля, индикаторы поворота или предупреждающие сообщения.

В этом концепте используется оригинальная разработка, автором которой является американский стартап SubPac. Это двухканальная система тактильного баса, вживленная в задние сиденья. Она позволяет пассажирам испытать совершенно новые звуковые ощущения благодаря тому, что низкочастотное звучание передается через твердую поверхность, а не по воздуху. Иными словами, звуковые волны достигают внутреннего уха через вибрации тела пассажира.

Peugeot Fractal издает разного рода звуки не только внутри себя, но и снаружи. За внешнее звуковое сопровождение отвечал известный музыкант и диджей Амон Тобин. Благодаря ему автомобиль на дороге не молчит, двигаясь бесшумно, как это обычно делают электрокары. Он взаимодействует с другими участниками движения, не только с автомобилями, но также и с пешеходами и велосипедистами, которые получают предупреждение о приближении автомобиля через систему характерных звуков, имитирующих ускорение, замедление и плавное движение.

При массе в 1000 кг Peugeot Fractal разгоняется до сотни всего за 6,8 секунды, при этом автомобиль, конечно же, издает, как заверяют в Peugeot, невероятный звук. Преодолеть 1000 м с места концепт способен за 28,8 секунды. Батарея мощностью 40 кВт/ч, установленная в центральном туннеле, питает два электромотора мощностью 102 л. с. каждый. Запас хода автомобиля составляет 450 км.

Автомобиль оборудован полным приводом, электроусилителем руля и пневмоподвеской, которая может работать как в автоматическом режиме, так и управляться вручную. Клиренс может составлять 7 см, в этом случае он оптимизирует аэродинамику на трассе и повышает время работы батареи. Максимальный дорожный просвет Peugeot Fractal - 11 см, что позволяет автомобилю с легкостью преодолевать такие распространенные городские препятствия, как лежачие полицейские.

Если уж серийные автомобили умеют синхронизироваться и общаться с разного рода гаджетами, то тут - сам бог велел. Peugeot Fractal может "переговариваться" с часами Samsung Gear S. Их владелец получает информацию о состоянии автомобиля в режиме реального времени, включая статус батареи, оставшееся время зарядки, температуру в салоне и местоположение машины. Кроме того, при помощи часов можно отпереть двери автомобиля, а также управлять системой кондиционирования воздуха и аудиосистемой.

Проектировали Fractal и при помощи так называемого генеративного дизайна, подразумевающего использование определенных алгоритмов с помощью компьютерных программ. А при производстве деталей максимально использовали возможности трехмерной печати, что позволило создать поистине уникальные объекты, которые невозможно изготовить по любой другой технологии. В результате такие компоненты составляют более 80% элементов интерьера, предлагая уникальную комбинацию стиля и функциональности. Например, панели дверей выглядят не только эффектно, но и обеспечивают высокую акустическую эффективность.

У Fractal не просто двухцветная окраска, у каждого из двух цветов своя фактура: белый - ровный и глянцевый, а черный - матовый, с выпуклыми полосами. Такое сочетание несочетаемого дизайнеры Peugeot используют не только для концептов, но и для разного рода разрабатываемых ими предметов. Как, например, этот диван, одна часть которого сделана из углеродного волокна, а другая - из вулканического камня.


Примерно вот так, вероятно, будет выглядеть спортивный кроссовер Audi с полностью электрическим приводом, который должен поступить в продажу в начале 2018 года. Концепт-кар Audi e-tron quattro призван произвести на нас впечатление и собрать "фидбек" для компании - в правильном ли направлении она движется. Ну а концепт движется в любом направлении при помощи трех электрических двигателей: один приводит в действие переднюю ось, два других - задние колеса. Суммарная мощность двигателей составляет 435 л. с., в режиме boost - 503 л. с., крутящий момент при этом составит более 800 Нм. Разгон до сотни у концепта занимает 4,6 с, максимальная скорость - 210 км/ч. Но, что не менее интересно, запас хода у Audi e-tron quattro - более 500 км, хотелось бы, чтобы у серийной машины он не уменьшился. Концепт оснащен пневматической спортивной подвеской, которая на высоких скоростях уменьшает дорожный просвет. В зависимости от скорости и дорожной обстановки у Audi e-tron quattro задние колеса поворачиваются в нужном направлении. На скоростях выше 80 км/ч автоматически активируются аэродинамические элементы на капоте, крыльях и задней части кузова, в том числе благодаря этому коэффициент лобового сопротивления у Audi e-tron quattro составляет 0,25 Сх, в то время как обычно у кроссоверов эта цифра превышает 0,3 Сх.


При разработке этого концепта с восторгом вспоминали не только о славных победах Nissan на сложнейших ралли в 1970-х годах, но и поглядывали на спортивные велосипеды. Что в них общего? Дух приключений, который и хотели выразить в новом концепте Nissan Gripz. С одной стороны, автомобиль удобно использовать каждый день, с другой - на нем в любой момент можно отправиться черте куда. Дуализм тут проглядывает, кажется, во всем. Две команды дизайнеров работали над автомобилем. Над экстерьером трудились работники европейского дизайн-центра Nissan, расположенного в Лондоне. Концепт оснащен карбоновой рамой, на которую будто накладываются карбоновые же кузовные панели. У автомобиля четыре двери, при открывании передние поднимаются вверх, а задние, меньшего размера, - навстречу движению. Средних стоек у кузова нет, что упрощает доступ в пассажирский салон этого четырехместного концепта. А вот над салоном работала команда из Японии. Интерьер выполнен в духе интерьера машин Tour de France: с видимыми трубами, формованными ковшеобразными сиденьями и накладными элементами - как в экстерьере. Форма сидений и центральной консоли ассоциируются с сиденьями гоночных велосипедов, так же как форма ручек дверей, а трехспицевое рулевое колесо имеет форму, сходную с формой колесных дисков, вплоть до специальной графики на боковинах шин. 

Вся лента