Марсианин из народа

Окупится ли очередная голливудская экспедиция на Марс

В Россию приходит "Марсианин", свежий научно-фантастический фильм режиссера Ридли Скотта с Мэттом Деймоном в главной роли. Межпланетная робинзонада снята по одноименному роману-бестселлеру Энди Уира.

ВЛАДИМИР БОРОВОЙ

Непрофессиональный литератор, Уир написал книгу, что называется, для себя и опубликовал на своем сайте для бесплатного чтения. История оставленного на Марсе космонавта, выписанная с предельной научной достоверностью, стала так популярна среди читателей, что они попросили сделать версию для скачивания, а затем версию для читалки Kindle. Автор выставил ее по минимальной цене — 99 центов. Каждый новый шаг приносил роману все больше популярности: согласно статистике Amazon, пользователи скачали его 35 тыс. раз, вознеся на вершину рейтинга научной фантастики. После этого пришли серьезные издатели, предложили Уиру больше $100 тыс. за бумажную публикацию — и "Марсианин" дебютировал, сразу заняв 12-е место в списке бестселлеров New York Times.

Путь книги на экран был таким же простым и легким: 20th Century Fox выкупила права на экранизацию еще до появления бумажной версии, сценарий быстро изготовил Дрю Годдард (писавший для "Монстро", "Хижины в лесу" и "Мировой войны Z"), на главную роль почти сразу пришел Мэтт Деймон, а режиссером после недолгих переговоров согласился стать Ридли Скотт. Помогать фильму взялось даже американское аэрокосмическое агентство NASA. Там рассудили, что картина может стать отличным промо для грядущей марсианской экспедиции, но предварительно взяли с создателей обещание, что те будут придерживаться строго научного подхода, как можно меньше отвлекаясь на фантастические допущения. В итоге, как сообщают представители киностудии, около 50 страниц сценария — исключительно материал NASA, а вся техника, включая скафандры, выполнена максимально близко к реальности, только по просьбе режиссера "более круто выглядит".

По выходе картины, на которую было потрачено не так уж много — всего $108 млн, опять наверняка зазвучат шутки на тему "американцы сняли фильм про полет на Марс, который стоит больше, чем реальная марсианская программа Индии" (так шутили про "Гравитацию"). Несомненно и другое: в свете существующего интереса к экспедиции на Красную планету и последних открытий вроде доказанного присутствия там жидкой воды "Марсианину" обеспечены теплый прием и, возможно, приличная касса. Если сбудется последнее, то фильм сильно украсит топ-5 самых кассовых постановок о Марсе, потому что пока там ситуация весьма унылая. Марс вообще проклятое место для киноделов: за последние 25 лет из 16 картин о нем окупили производство всего четыре, остальные провалились. Некоторые, как, например, позапрошлогодний ужастик "Последние дни на Марсе" Руаири Робинсона, со страшным треском: при небольшом бюджете $10,6 млн его сборы составляют $24 тыс.— коэффициент кассового успеха (ККУ) из жалости вычислять не станем.

Соответственно, нынешний обладатель последнего места в пятерке тоже не сумел выйти в ноль: экранизация культовой компьютерной игры "Doom" Анджея Бартковяка, вышедшая в 2005-м, при потраченных $60 млн собрала только $55,9 млн (ККУ 0,93). Несмотря на то что действие картины (как и оригинальной игры) происходит на Марсе, пейзажей в кадре минимум, основные события разворачиваются в темных коридорах исследовательской базы, которую заполонили чудовища-мутанты. Фильм получил низкую оценку критиков, фанаты игры его тоже не приняли — в общем, как только "Марсианин" закончит прокат и ворвется в топ-5, "Doom" его, к всеобщему удовольствию, немедленно покинет.

Четвертое место удерживает "Миссия на Марс" Брайана Де Пальмы. Постановка может похвастать Гэри Синизом в главной роли, Тимом Роббинсом и Доном Чидлом во второстепенных и $100-миллионным бюджетом — для 2000 года это были очень серьезные деньги. Больше никаких заслуг у фильма не случилось: в графе "сборы" значатся неприличные $110,9 млн, ККУ, понятное дело, не ушел за 1,1 пункта, а еще злые критики номинировали Де Пальму на "Золотую малину" за худшую режиссуру. А все Марс, будь он неладен.

Постановка, занимающая третью позицию, попала в топ в известной степени номинально. Экранизация культового комикса Алана Мура и Дэйва Гиббонса "Хранители", исполненная в 2009-м Заком Снайдером, в числе прочего показывает марсианские пейзажи, куда в какой-то момент сбегает от людского внимания Доктор Манхэттен. Марс ли виноват или что другое, но проект стоимостью $130 млн собрал в мировом прокате только $185,3 млн (ККУ 1,42), сумев вдобавок разделить критиков и зрителей на отчаянных почитателей и тех, кому он не понравился ни в прокатной версии (162 минуты), ни в "ультимативной", максимально соответствующей комиксу (215 минут).

Второе место занимает единственный фильм про Марс, за который ни секунды не стыдно: классический релиз Пола Верховена "Вспомнить все" с Арнольдом Шварценеггером. Марс, конечно, там далек от настоящего, но зато все остальное, в том числе культовая сцена при участии девушки с тремя грудями, останется в веках: такое не переплюнешь. Кроме того, это единственная постановка в топ-5, у которой ККУ сильно больше 2 пунктов. А все потому, что фильм за $60 млн в 1990-м собрал $261,3 млн, показав ККУ 4,35, и это при отсутствии сведений о сборах в пиратских видеосалонах СССР.

Возглавляет рейтинг еще один пострадавший от Марса — эпическое полотно "Джон Картер" Эндрю Стэнтона, произведенное для Walt Disney Studios. Экранизация ретрофантастики Эдгара Райса Берроуза "Принцесса Марса", прямо скажем, не задалась, хотя все необходимые признаки блокбастера имела: при потраченных $263,7 млн заработки составили всего $284,1 млн. Полученный ККУ 1,07 поставил крест на планах Disney превратить фильм в трилогию.

Вся лента