Дизельная бомба

Виктор Агаев: Volkswagen теряет деньги и репутацию

"Made in Germany было знаком качества, сегодня это признак глупости и заносчивости...", "Немцы не способны даже на обман..." Вот лишь пара реплик из потока, который выплеснули в сеть немцы после скандала вокруг Volkswagen. Похоже, в аварию попал не только автоконцерн, но и вся немецкая экономика

Удар по VW — это удар и по немецкому автопрому, в котором занят каждый шестой работник в ФРГ

Фото: Michael Sohn, AP

Материалы подготовили Виктор Агаев (Бонн), Мария Портнягина, Кирилл Журенков

На прошлой неделе американское агентство по охране окружающей среды (EPA) обвинило концерн Volkswagen (VW) в грубом обмане и нанесении вреда здоровью людей и окружающей среде. Все это рассматривается в США как преступление. Прокуроры нескольких штатов начали совместное расследование. Штраф не менее 18 млрд долларов грозит концерну, а кому-то из его руководителей, видимо, и уголовное преследование в США. Но даже это все мелочи в сравнении с финансовыми, политическими, техническими и имиджевыми потерями, оценить которые пока никто не в состоянии.

EPA считает, что VW за несколько лет продал в США около 500 тысяч дизельных машин, выхлоп которых не соответствует американским нормам. Но это полбеды. В компьютерах этих автомобилей были запрятаны программы, которые обманывали инспекторов, когда те подключали приборы для анализа выхлопных газов. Если коротко: VW создал софт, который приукрашивает данные о качестве выхлопных газов машины, причем делает это, как только "замечает", что к ней подключен проверяющий компьютер. А вот при регулярной эксплуатации машины содержание вредных веществ превышает жесткие экостандарты США в 10-40 раз (в разных штатах разные нормы).

Штраф в 18 млрд — лишь часть финансового ущерба (до 37,5 тысячи за каждый проданный в США автомобиль с дизельным двигателем). Подано уже 40 частных исков. VW начал "копить деньги" на его выплату: "отложено" 6 млрд евро, но понадобится, похоже, в десятки раз больше. В первые же дни концерн потерял на бирже около 30 млрд евро, акции рухнули на 35 процентов, и это явно не конец. В США VW отозвал 500 тысяч машин, а в мире таких авто с "препарированными" моторами — не менее 11 млн. Среди них и Golf, и Passat, и Audi A3, и Skoda, и Seat — у концерна 12 брендов. Их отзовут. А дальше что? Компенсировать ущерб, заменять новыми? Как-то модернизировать? Последнее, говорят, немыслимо дорого.

Эксперт Фердинанд Дуденхофер, руководитель немецкого центра автомобильного менеджмента, уверен, что скандал не только влетит в копеечку концерну, но и крайне негативно отразится на репутации немецкого автопрома (Daimler, BMW, VW). Не стоит забывать, что именно благодаря этим маркам в США, да и в России, зауважали дизельные двигатели. VW пустил в оборот в США выражение "Clean Diesel" — до этого американцы ставили дизели только на тракторы. Теперь конкуренты (японцы, корейцы) доказывают американцам, что немцы всегда их дурили.

Под удар попал и бренд Made in Germany. 100 лет он воспринимался как гарантия технического совершенства: не случайно автомобили, станки, разработки — основа экспорта, благодаря своей технике ФРГ стала ведущим экспортером мира. "Скандал вокруг VW может ударить по всей экономике страны",— уверен руководитель берлинского Института экономических исследований (DIW) Марсель Фрацшер. Он напоминает: на производстве, продаже или ремонте машин занят примерно каждый шестой работник в Германии. В одном лишь концерне VW работают 600 тысяч человек (это, правда, данные по всему миру).

Volkswagen быстро расстался со своим шефом Мартином Винтеркорном (между прочим, самым дорогим менеджером страны, в 2014-м заработал 16 млн евро), признал проблему, пообещал тесно сотрудничать с ведомствами США, но пока уверяет, что машины, продаваемые в Европе, соответствуют европейским нормам. Тем не менее Франция (основной автомобильный конкурент ФРГ в Европе) уже призвала к проверкам в ЕС. Расследования начаты в Южной Корее, Канаде, в самой Германии.

"Систематический обман потребителя практикуется широко и давно",— напоминает Клаус-Михаэль Шаль из Автомобильного клуба Европы (ACE), куда входит свыше полумиллиона водителей. Он неоднократно доказывал, что паспортные данные о расходе топлива, мощности, выхлопе у многих марок далеки от реальных. Хотите увеличить скорость и мощность — нужно меньше думать об экологии. И наоборот. Да к тому же экологически чистый дизельный мотор куда дороже в изготовлении и в эксплуатации.

Сейчас в ФРГ опасаются спада спроса на дизельные машины и роста налогов на них. В принципе, немцы, покупая машину, вряд ли думали бы о выхлопах, но автоналог заставляет: он в ФРГ зависит от объема двигателя и чистоты выхлопа. Кроме того, въезд почти во все крупные города разрешен лишь машинам, соответствующим требованиям не ниже Евро-4. Все новые машины должны иметь Евро-6.

Однако Международный совет по экологически чистому транспорту ICCT, исследовательская организация с офисами в Берлине и Вашингтоне, которая отслеживает новые автотехнологии (именно она и предложила протестировать дизельные автомобили VW в США на экостандарты), доказывает: современные дизельные моторы на практике превышают новый стандарт Евро-6 подчас в семь раз! Учитывая, что повсюду звучат призывы не только отозвать оказавшиеся в центре скандала модели VW, но и запретить их продажу, а также проверить вообще все дизельные двигатели разных марок, многие эксперты предсказывают закат эры дизельных автодвигателей.

Кто-то уже вбросил выражение "автомобильная Фукусима". Напомним, что для Германии — и странным образом, только для нее одной — эта японская трагедия стала поводом к ускоренному отказу от ядерной энергетики в пользу альтернативной. Расходы на эту энергоперестройку, которая грозит стать долгостроем, уже достигли пугающих размеров. Теперь то же грозит и автопрому. Учитывая, насколько важна и доходна эта отрасль для страны, немецкий опыт подсказывает один-единственный выход: смерть дизеля должна открыть дорогу новым технологиям. Важно только, чтобы конкуренты не оседлали их первыми.

Вся лента