О чем молчат банкиры

Данные о себе раскрывают далеко не все

Банкиры не торопятся раскрывать широкой общественности подробные данные о трудовом опыте и образовании топ-менеджеров. Ко времени "Ч" — 13 июля — ответственно к выполнению новой обязанности подошло меньше половины из трех десятков проверенных "Ъ" игроков из разных сегментов. В основном нарушители — среди небольших банков. Впрочем, несвоевременность или неполноту раскрытия информации продемонстрировали и банки из топ-10. Происходящее — очередной яркий пример того, как большое число и жесткость российских норм с лихвой компенсируются необязательностью их исполнения на практике.

Фото: Александр Коряков, Коммерсантъ

Указание ЦБ, обязывающее банки раскрывать на сайтах информацию об опыте работы за последние пять лет и образовании руководителей (члены правления, совет директоров, главбухи и их замы, руководители и главбухи филиалов), вступило в силу "по истечении 10 дней со дня публикации" (в "Вестнике Банка России" — 30 июня) — 13 июля. Именно этим документом было определено, когда заработает соответствующая норма закона "О банках и банковской деятельности". "Ъ" проанализировал ситуацию с раскрытием требуемой информации (на начало июля, после публикации документа ЦБ и в первый день действия документа) по 30 банкам из первой, четвертой и восьмой сотен по активам. За 10 рабочих дней ситуация, на начало июля радикально отличавшаяся от идеала у большинства банков, исправилась, но далеко не у всех. При этом по состоянию на вчера крупные банки разделились на две категории: раскрыли все "без" и "с опозданием". Расхождения по раскрытию сведений о топ-менеджерах у остальных варьировались от "выполнили все и вовремя" до "проигнорировали новые правила игры".

Сразу после публикации документа ЦБ 1-2 июля большинство банков (как крупных в меньшей степени, так и небольших — в большей) не соответствовало требованиям ЦБ по раскрытию. В частности, не публиковали в открытом доступе данные об опыте работы и квалификации членов набсовета (Банк Москвы, РСХБ), не полностью отражали сведения об образовании или трудовой деятельности (Альфа-банк, РСХБ, ВТБ 24) либо и вовсе не раскрывали о руководстве никаких данных, за исключением занимаемой в настоящий момент должности в банке (например, Востсибтранскомбанк, банк "Уздан" и многие другие небольшие игроки). Впрочем, на тот момент это нарушением не являлось. На разосланный накануне вступления указания ЦБ в силу запрос "Ъ" по всем 30 банкам ответили в основном банки первой "десятки", сообщив, что приведут информацию на сайтах в соответствие с новыми требованиями в срок к 13 июля. Большая часть банков (более 20 игроков) не отреагировала на запрос "Ъ".

Впрочем, "в срок" из выборки "Ъ" все выполнить не получилось даже у ряда крупных игроков. По оценкам "Ъ", корректно (по формату и сроку раскрытия) исполнили указание ЦБ чуть меньше 10 банков. Это банки из топ-10 (за исключением РСХБ, Юникредитбанка и Банка Москвы) и два небольших игрока — Северстройбанк и (с некоторыми оговорками) НБД-банк. РСХБ раскрыл требуемые сведения на день позже срока, без объяснения причин опоздания, а Юникредитбанк "по техническим причинам (из-за обновления сайта)" раскрыл данные только вечером 13 июля. В пресс-службе ВТБ (головной для Банка Москвы) заявили: "Задержка носит процедурный характер, в ближайшее время необходимые данные будут опубликованы".

Большинство некрупных игроков данные об опыте работы и образовании своих топ-менеджеров раскрыли, но лишь в той или иной степени, зачастую недораскрытие было не слишком критичным: банки не указывали детальную информацию по полученным топами дипломам или конкретные даты в их карьерной лестнице. Некоторые банки разместили данные о квалификации и опыте руководства в срок. Однако вопреки требованию ЦБ обеспечить "необходимые условия для оперативного поиска" почему-то сделали это не в самом очевидном месте — разделе о руководстве банка, а в "Раскрытии информации" (так поступил, например, НБД-банк).

Впрочем, некоторые игроки из опрошенной "Ъ" выборки продолжают работать так, как будто указания ЦБ не существует. В частности, Русский трастовый банк и Рунэтбанк настойчиво публикуют на официальном сайте только ФИО и текущие должности руководства в банке. А банк "Уздан" и вовсе раскрывает только ФИО и должности предправления и зампредов правления банка. В Русском трастовом банке "Ъ" сообщили, что "раздел о квалификации и опыте работы руководства банка находится на доработке", при этом ссылку на него банк планирует опубликовать в ближайшее время. В банке "Уздан" и Рунэтбанке не ответили на запрос "Ъ".

Как ранее сообщал "Ъ", основная цель такого раскрытия — дать возможность клиентам банка более взвешенно относиться к его выбору. Если послужной список руководства банка не вызывает вопросов, это обернется увеличением доверия к нему, если же свой трудовой опыт нынешние руководители банка наработали в кредитных организациях с плохой деловой репутацией, то у клиента будет выбор — доверять такому банку или нет, указывали ранее представители Банка России. Анализ выборки из 30 банков показал, что пока пользоваться полноценно такой опцией невозможно. Какие санкции применит к банкам, проигнорировавшим раскрытие, регулятор, покажет время. На текущий момент он еще не проанализировал ситуацию. "Скорее всего, при выявлении нарушений ЦБ будет направлять банку предписание об устранении нарушения в соответствии со ст. 74 закона "О Банке России" и штрафы за его невыполнение",— указывает партнер компании "Яковлев и партнеры" Игорь Дубов. Впрочем, самое суровое наказание — отзыв лицензии — даже за неоднократное невыполнение предписаний ЦБ о раскрытии банкам пока вряд ли грозит, считают юристы. Проверить оперативно такой объем информации сложно. "А значит, достоверность публикуемой на официальном сайте информации зависит в первую очередь от добросовестности банкиров",— говорит партнер BDO в России Денис Тарадов. Таким образом, жесткость норм традиционно компенсируется необязательностью их исполнения на практике.

Валерия Францева, Анастасия Искусова

Вся лента