Новое, перспективное и эффективное трио новичков, которое ждет мир

Производство

9 мая на параде в честь 70-летия Победы весь мир увидел новейшую наземную военную технику России. "Арматы" и "Бумеранги" поразили воображение своей мощью и возможностями. Не менее впечатляющую технику в ближайшие два-три года подготовит к серийному производству один из мировых лидеров вертолетостроительной отрасли — холдинг "Вертолеты России".

Фото: Сергей Бобылев/ ТАСС

Появления вертолетов Ми-38, Ми-171А2 и Ка-62 ждут не только в России. Вертолеты советского и российского производства эксплуатируются более чем в 100 странах мира. Это почти вдвое превышает число стран, в которые поставлялся легендарный автомат Калашникова. Столь широкая география поставок и большая популярность российских машин объясняются тем, что вертолеты служат не только армии, но и активно используются на "гражданке". Они незаменимы при проведении спасательных операций и в качестве воздушной скорой помощи, отлично зарекомендовали себя при обслуживании добычи нефти, а также как мобильный корпоративный транспорт. В мировом парке вертолетов гражданского назначения продукция холдинга "Вертолеты России" составляет рекордные 71% среди тяжелых вертолетов (максимальной взлетной массой более 20 тонн) и 69% в классе средних вертолетов (со взлетной массой от 7 до 20 тонн).

Еще один фактор, способствующий повышенному ожиданию отечественных моделей вертолетов со стороны иностранных потребителей,— успешная маркетинговая политика холдинга "Вертолеты России", который активно продвигает российскую технику, осваивает новую рыночную нишу средних вертолетов. О достижениях холдинга красноречивее всего говорят цифры: в 2014 году "Вертолеты России" передали клиентам 271 вертолет, твердый портфель заказов на начало 2015 года составил 546 бортов, а прибыль за 2014 год превысила 20,7 млрд руб., что на 118,6% больше, чем годом ранее. "Вертолеты России" имеют сильные позиции на стремительно растущих рынках Индии и Китая, активно расширяют присутствие в Южной и Центральной Америке, на Ближнем Востоке и Африканском континенте.

Многоцелевой Ми-38: умен, надежен, экономичен

Наиболее близок к серийному производству многоцелевой вертолет Ми-38. Эта средней грузоподъемности машина первоначально позиционировалась как замена легендарному Ми-8/17, однако впоследствии Ми-38 стал развиваться как самостоятельный проект.

В конце 2014 года Казанский вертолетный завод, входящий в холдинг "Вертолеты России", приступил к производству первого серийного вертолета Ми-38 установочной серии. В новой машине инновационные технологии соединились с лучшими достижениями российского вертолетостроения. Ми-38 оснащен "стеклянной кабиной" и интегрированным цифровым пилотажно-навигационным комплексом с индикацией данных на пяти ЖК-дисплеях. Установленный автопилот позволяет выполнять полеты по запрограммированному маршруту, совершать посадку и зависать в заданной точке. Ми-38 отличается ударостойкой топливной системой, соответствующей современным требованиям пожарной безопасности. На вертолет установлены иллюминаторы с увеличенными проемами, которые при необходимости могут стать дополнительными аварийными выходами. Х-образный рулевой винт обеспечивает Ми-38 отличную управляемость.

Машина не только умна и надежна, но экономична и комфортна как для членов экипажа, так и для пассажиров. Вертолет оснащен новыми высокоэкономичными двигателями ТВ7-117В отечественного производства. Лопасти выполнены из композиционных материалов, которые облегчают конструкцию. Разработчики позаботились об эргономике кабины и удобстве пилотов, в результате чего место командира экипажа стало располагаться справа (на всех других вертолетах российской разработки командир экипажа находится слева). Благодаря многочисленным инновационным решениям, а также низким показателям шумности и вибрации Ми-38 предлагает заказчикам самый высокий в классе уровень комфорта.

Крейсерская скорость вертолета 295 км/ч и дальность полета до 1200 км также относятся к его неоспоримым преимуществам. Помимо этого Ми-38 превосходит другие вертолеты класса по грузоподъемности и пассажировместимости — до 30 человек.

Если ко всем перечисленным выше достоинствам машины добавить традиционные неприхотливость в обслуживании и хранении вертолетов семейства Ми-8/17, а также возможность эксплуатации в широком диапазоне климатических условий, то станет понятно, что Ми-38 станет не менее популярным, чем Ми-8, на смену которому приходит новый вертолет.

Вертолет Ми-171А2: воплощение лучшего

Как и Ми-38, готовится к серийному производству вертолет Ми-171А2, летные испытания которого начались в ноябре 2014 года. Одна из самых ожидаемых новинок российского вертолетостроения представляет собой дальнейшее развитие всемирно известного семейства Ми-8/17. Эти вертолеты стали одними из самых массовых винтокрылых летательных аппаратов за всю историю мировой авиации. В общей сложности с начала серийного производства было изготовлено более 12 тыс. вертолетов Ми-8/17 и свыше 50 модификаций.

Разработку машины, у которой будут существенно улучшены летно-технические характеристики и снижены эксплуатационные затраты, осуществляет Московский вертолетный завод им. М. Л. Миля, входящий в холдинг "Вертолеты России".

Ми-171А2 создается в тесном взаимодействии с операторами вертолетной техники и устанавливает новые стандарты надежности, безопасности и комфорта для вертолетов среднего класса.

Новая машина будет оснащена двумя турбовальными двигателями ВК-2500ПС-03 с противопомпажной защитой, цифровой системой регулирования и контроля режимов БАРК-6В-7С. Безопасность полетов будут обеспечивать отображаемая спутниковая система (GPS/ГЛОНАСС), картографическая, планово-навигационная (VOR/ILS), метеорологическая информация, а также сигнализация о препятствиях (ЛЭП, мачты, отдельно стоящие деревья и т. д.).

Приборная панель комплекса КБО-17 выполнена по принципу "стеклянной кабины". В нее входят всепогодные цифровые телевизионные и тепловизионные камеры, которые дают возможность круглосуточного обзора "закабинного" пространства с отображением видеосигнала на многофункциональном индикаторе высокого разрешения.

Высокоавтоматизированная система управления общевертолетным оборудованием при необходимости позволит отказаться от бортинженера, уменьшив состав экипажа до двух пилотов.

Холдинг "Вертолеты России" планирует завершить полный объем сертификационных работ по вертолету Ми-171А2 в 2016 году. Новая машина будет развивать максимальную скорость 280 км/ч и перевозить до 24 пассажиров в энергопоглощающих креслах.

Ка-62: денди российского вертолетостроения

Разработчики Ка-62 — самого легкого из представленных многоцелевых вертолетов — запланировали его первый испытательный полет на 2015 год.

Новый средний многоцелевой вертолет Ka-62, который попадает в популярную "офшорную" нишу шеститонников, проектируется с применением последних достижений мировой авиационной промышленности. Ка-62 соответствует российским и международным нормам летной годности, эксплуатационным правилам выполнения офшорных операций, международным стандартам по надежности, ресурсу, безопасности полетов, условиям комфорта, технической эксплуатации и ремонтопригодности.

Это первый гражданский вертолет разработки конструкторского бюро "Камов" с одним несущим винтом, а его рулевой винт выполнен по схеме фенестрон. К другим конструктивным особенностям Ка-62 можно отнести пятилопастной несущий винт. Планируется, что лопасти винтов и планера более чем на 50% будут выполнены из полимерных композиционных материалов, а лопасти винтов — полностью из них.

Вертолет также получит "стеклянную кабину" разработки санкт-петербургской компании "Транзас", колесное шасси повышенной энергоемкости, усиленную конструкцию фюзеляжа и узлов крепления основных агрегатов и амортизационные кресла для экипажа и пассажиров. Благодаря просторному и комфортабельному салону Ка-62 подходит для корпоративных и пассажирских перевозок 12-15 пассажиров, а также для специальных операций, например, офшорных перевозок.

Высокий уровень энерговооруженности вертолета позволяет эксплуатировать его в широком диапазоне высот. Ка-62 может использоваться в жарком климате и совершать полеты над морем.

Основные сферы применения Ка-62 — транспортировка пассажиров, в том числе VIP, спасательные операции, а также работы в нефтегазовой сфере. Вертолеты этого класса традиционно коммерчески успешны, поэтому Ка-62 считается одним из фаворитов российского трио новичков, которые готовятся к выходу на глобальный рынок вертолетов.

Елена Ковалева

Подпись

Ми-171А2 — замена легендарному вертолету Ми-8 — выйдет на рынок уже в 2016 году

Вся лента