Дело о катастрофе польского борта номер один зашло на прекращение

Польша не ответила на запросы участников расследования из России

Накануне очередной, пятой годовщины со дня авиакатастрофы под Смоленском, в результате которой погибли президент Польши Лех Качиньский и еще 95 человек, Следственный комитет России (СКР) заявил, что не может завершить расследование произошедшего в том числе из-за того, что польская сторона не отвечает на запросы из РФ. По данным “Ъ”, следствие планирует прекратить уголовное дело в связи с гибелью непосредственных виновников трагедии.

Фото: Дмитрий Лебедев, Коммерсантъ

На сегодняшний день, сообщил официальный представитель СКР Владимир Маркин, основная работа по уголовному делу выполнена. По его словам, материалы уголовного дела составили более 400 томов. По делу допрошено более 500 свидетелей, осмотрено более 1,5 тыс. различных объектов и документов, проведено более 1,5 тыс. экспертных исследований, в производстве находится восемь экспертиз.

В рамках международного сотрудничества и выполнения запросов о правовой помощи в сфере уголовного судопроизводства происходит обмен следственными материалами между компетентными органами Польши и Следственным комитетом России. «Мы оцениваем сотрудничество с польскими следственными органами на протяжении всего периода расследования как конструктивное и плодотворное. Тем не менее на настоящий момент остаются еще не выполненные польскими коллегами запросы российской стороны, что является одной из причин, по которым не может быть вынесено окончательное процессуальное решение по данному делу»,— отметил представитель СКР.

Как считают в СКР, выводы которого основываются на результатах технического расследования, проведенного специалистами Межгосударственного авиакомитета, причиной крушения 10 апреля 2010 года самолета Ту-154М ВВС Польши стала совокупность факторов. Это непринятие экипажем при отсутствии погодных условий для посадки на аэродроме своевременного решения об уходе на запасной аэродром, снижение до высоты, значительно ниже установленной минимальной высоты ухода на второй круг (100 м) и отсутствие должной реакции при неоднократном срабатывании системы предупреждения приближения земли.

Напомним, недавно прокуратура Польши, проводящая собственное расследование, вынесла постановление о привлечении в качестве обвиняемых диспетчеров смоленского аэродрома Северный. Однако, как заявил господин Маркин, у российского следствия нет никаких оснований говорить даже о минимальной ответственности группы управления полетами за авиакатастрофу: «Диспетчеры действовали в полном соответствии с инструкциями и международными правилами гражданской авиации».

К тому же в соответствии с требованиями Сборника аэронавигационной информации России (АИП РФ) командиры иностранных воздушных судов, выполняющих полеты в РФ, принимают самостоятельное решение о возможности посадки в аэродром назначения, возлагая на себя всю полноту ответственности за принятое решение. Об этом пилотам польского «Ту» напоминали и диспетчеры. Из расшифровки их переговоров следует: «Это решение (о посадке.— “Ъ”) международного номер один (экипажа Ту-154.— “Ъ”), он там сам». Диспетчер, отметил господин Маркин, разрешил польскому борту пробный заход, но со снижением только до высоты 100 м, с которой необходимо было выполнить уход на второй круг. Экипаж подтвердил принятое указание, однако в дальнейшем его не выполнил.

Более того, информацию об отсутствии метеоусловий сообщил экипажу и пилот совершившего ранее посадку в Смоленске Як-40. Хотя к действиям этого пилота у следствия тоже есть некоторые вопросы: прекрасно зная о несоответствии погодных условий минимумам аэродрома и фактически об отсутствии необходимой для посадки видимости, он тем не менее дважды повторил в переговорах с экипажем Ту-154 «можете попробовать», что могло дополнительно подтолкнуть пилотов к мысли о возможности совершить посадку при отсутствии условий.

Пока СКР не получил из Польши ответы на свои запросы и результаты некоторых экспертиз, уголовное дело об авиакатастрофе под Смоленском будет расследоваться. В итоге, как уже очевидно, следствие будет вынуждено прекратить производство, поскольку непосредственные виновники трагедии, пилоты, погибли в авиакатастрофе. В соответствии с российским законодательством сделано это будет по не реабилитирующим их основаниям.

Николай Сергеев


Какие выводы сделала Польша в связи катастрофой Ту-154М

29 июля 2010 года правительственная комиссия Польши, расследовавшая обстоятельства катастрофы в апреле того же года президентского Ту-154М под Смоленском, опубликовала свой итоговый доклад. В докладе не названы были конкретные виновные, но перечислены десятки факторов, приведших к катастрофе. Большинство из них касается квалификации польских пилотов и их начальников, в отношении которых выводы оказались даже более жесткими, чем в аналогичном российском докладе. Сразу после обнародования доклада же последовала немедленная отставка министра обороны страны Богдана Клиха. Читайте подробнее

Вся лента