"Для чиновников выражать волю государства естественнее, чем для независимых директоров"

Новые советы директоров госкомпаний возглавят чиновники. Вице-премьер Аркадий Дворкович возьмет на себя руководство правлением РЖД, вице-премьер Юрий Трутнев станет главой совета директоров "Русгидро", а министр энергетики Александр Новак — компании "Россети". Гендиректор Агентства политических и экономических коммуникаций Дмитрий Орлов и экономист, бывший зампред Счетной палаты Юрий Болдырев обсудили тему с ведущим "Коммерсантъ FM" Петром Косенко в рамках программы "Pro и Contra".

Фото: Виктор Коротаев, Коммерсантъ

О нововведениях пишет газета "Ведомости" со ссылкой на источники. По данным издания, чиновники станут председателями советов и большинства других госкомпаний. Правление "Ростелекома" возглавит руководитель Администрации президента Сергей Иванов, "Транснефти" — Александр Новак, "Башнефти" — его заместитель по Минэнерго Алексей Текслер.

Дмитрий Орлов: "Мне просто кажется, что та идея, которая клалась в основу того, чтобы убрать чиновников и назначить представителей государства, которые к чиновничеству отношения не имеют, была хороша по задумке, но на практике оказалась не слишком благоприятной по результатам. Чиновники, конечно, эффективнее председательствуют, проще связь между собственником, государством в данном случае, и волей чиновника с той директивой, которую он исполняет. Поэтому я полагаю, что просто решили исключить посредническое звено в виде независимых директоров, которые при этом выражали волю государства. Чиновникам делать это, конечно, естественнее и логичнее, а коррупционная угроза здесь не слишком велика, да и независимые директора, если они в интересах государства голосуют, на себе испытывают действие точно такой же коррупционной угрозы".

Юрий Болдырев: "Вопрос наблюдения от нашего имени за тем, чтобы с нашими деньгами никто не делал ничего плохого — это самый фундаментальный вопрос управления. Разница в том, что мой визави считает, что все хорошо: и как было – ничего, и теперь тоже хорошо. Но я считаю, что и то, и другое плохо, потому что не решаются ключевые фундаментальные вопросы, а создается видимость деятельности. Посмотрите, что сейчас нас интересуют не второстепенные компании, а главные. Берем "Роснефть", есть президент BP Роберт Дадли. Странная ситуация, когда Роберта Дадли в совет директоров "Роснефти" выдвигала Российская Федерация. Я вот согласился, это абсурд. У нас в "Роснефти" из девяти членов совета директоров — трое иностранцы, с чего бы это вдруг? У иностранцев нет 30% акций "Роснефти". Было абсурдно, но и как есть тоже странная ситуация. Представьте себе: глава администрации президента — это не министр промышленности, не замминистра промышленности, а тот, кто должен обеспечить функционирование всего механизма деятельности президента. С чего вдруг он становится председателем совета директоров конкретной коммерческой компании?

Одновременно нужно принять два решения: одно решение о том, что доходы руководителей полугосударственных компаний, тем не менее, не являются публичными — это ярко выраженный курс на то, чтобы они могли в мутной воде делать что хотят. С учетом того, что в этой мутной воде надо как-то сделать вид, что мы что-то делаем, будут принимать решение о том, что мы теперь главные, будем сверху что-то контролировать. Но в стране, в которой нет независимой парламентской власти, контролирующей власть исполнительную, институционально не может быть независимой, уж извините, в этом смысле парламентской власти и контроля за полугосударственными корпорациями. Это вещи взаимосвязанные, противоречия здесь быть не может".

Вся лента