Крайняя мера

кризис

Насколько часто в текущих условиях происходит изъятие предметов лизинга и как происходит их реализация? Что предлагают компании своим клиентам, чтобы избежать этой крайней меры?

Фото: Олег Харсеев, Коммерсантъ

Все опрошенные нами эксперты уверяют, что любой лизинговой компании выгоднее пойти на уступки, чем разыскивать исчезнувшего клиента и пытаться вернуть свое имущество через суд. По словам генерального директора ГЛК "Газпромбанк Лизинг" Максима Агаджанова, изъятие предмета лизинга — это крайняя мера, в которой не заинтересован ни один из участников лизингового договора. В большинстве случаев сторонам выгоднее договориться и найти взаимовыгодное решение, чем доводить ситуацию до крайности.

Проблемные клиенты и специальные ситуации случаются везде и всегда, если лизинговая компания ведет активную деятельность, рассказывает Дмитрий Белышев, генеральный директор "МДМ Лизинга". По его словам, компании готовы идти навстречу клиентам, если с ними ведется открытый и честный диалог, как с равным партнером. Обычно мы стараемся выработать максимально комфортное и индивидуальное для каждого клиента решение даже в самых сложных ситуациях, уверяет эксперт. По мнению экспертов, экстремальных ситуаций и проблемных клиентов на рынке сейчас не так много. "Несмотря на все сложности, российский бизнес учитывает опыт предыдущих кризисов и быстро адаптируется к меняющимся внешним условиям",— предполагает генеральный директор CARCADE Алексей Смирнов. По данным CARCADE, около 80% предприятий в первом квартале 2015 года реализуют комплекс оперативных мер (антикризисные программы), которые позволят в ближайшие месяцы вновь выйти на прибыльность. В этих условиях CARCADE предлагает клиентам, испытывающим финансовые трудности, ряд стабилизационных решений, сообщил Алексей Смирнов. Например, смещение части суммы лизингового платежа на будущие периоды. "Это особенно удобно для клиентов, осуществляющих реструктуризацию бизнес-деятельности и в ближайшее время планирующих выйти на плановую доходность", считает господин Смирнов. Снизить ежемесячные платежи также можно за счет увеличения срока договора лизинга.

Все клиенты, своевременно уведомившие о проблемах с ежемесячными платежами, получают индивидуальные стабилизационные предложения, уверяет эксперт. Большинство из них успешно следуют новому плану погашения долга. Главное — не бояться и не пытаться скрыться от лизинговой компании, а вести переговоры и предлагать свои условия реструктуризации, солидарны участники рынка. Многие клиенты открыто обращаются за помощью. Реструктуризация контрактных обязательств достаточно востребована, говорит Евгений Асташкин, коммерческий директор AGCO Finance в России. Например, часть заемщиков, имеющих обязательства в долларах и евро, рассматривает возможность изменения валюты контракта, поясняет он. "Впрочем, последовательное укрепление курса рубля в течение последних полутора месяцев уменьшает количество желающих это сделать",— замечает господин Асташкин. Изъятие предмета лизинга всегда рассматривается как крайняя мера, делится господин Смирнов. Но если клиент все же прекратил платежи и в течение двух-трех месяцев не предпринимает шагов для разрешения ситуации, техника будет изъята и реализована на вторичном рынке, говорит Евгений Асташкин.

В редких случаях реструктуризации неэффективны и бизнес клиента не может обслуживать ни проценты, ни основной долг, продолжает Дмитрий Белышев из "МДМ Лизинга". Тогда наилучшим решением становятся скорейшее изъятие и возврат имущества. Некоторые лизингополучатели стараются затянуть этот процесс, но практика показала, что это далеко не лучшая стратегия, уверяет эксперт. В итоге лизинговая компания не только выставляет клиенту пени и штрафы, но и перекладывает на клиента все расходы по поиску и изъятию имущества, которые могут быть очень значительными, подмечает господин Белышев. К тому же судебная практика такова, что за весь период с момента выставления требования возврата предмета лизинга до его непосредственного изъятия клиент должен будет заплатить еще и арендные платежи, которые приравнены к среднему платежу по договору лизинга. Это требование налоговых органов, которые в случае, если лизинговая компания не взимает указанную плату, считают это передачей в безвозмездное пользование и рассматривают как схему мошенничества и ухода от налогов, рассказывает эксперт.

Есть и отрасли, где изъятие предметов лизинга и проблемные ситуации возникают крайне редко ввиду особенностей бизнеса. Например, средние и крупные фермеры, рассказывает господин Асташкин. Люди, работающие на земле, не слишком часто переоценивают свои силы, скорее, наоборот, они склонны рассматривать самый худший сценарий и на его основании делать выбор, объясняет он. В целом же никаких особых сложностей в изъятии предметов лизинга не существует - не нужно забывать, что чаще всего лизинговое имущество находится в собственности лизингодателя. Когда предмет лизинга уже изъят, реализация такой техники не представляет проблемы, продолжает Евгений Асташкин. Во многом за счет существенного проседания рубля на валютном рынке в последние месяцы. Как и в ситуации с импортными автомобилями, курс валюты также существенно повлиял на стоимость новых тракторов и комбайнов. В этих условиях приобретение сравнительно свежей техники с небольшой наработкой и существенным дисконтом является привлекательным вложением. AGCO Finance регулярно получает запросы на финансирование бывшей в употреблении техники, рассказывает господин Асташкин.

Легковые автомобили и легкий коммерческий транспорт ликвидны на вторичном рынке, подтверждает господин Смирнов. В условиях, когда стоимость новых автомобилей возросла, а в дилерских центрах наблюдается их дефицит, потребительский спрос во многом сместился в сторону покупки машин с пробегом. По его словам, в конце 2014 года CARCADE также открыла специализированный автосалон в Москве.

Екатерина Суворова

Вся лента