Китай двинулся по Шелковому пути

Фонд развития инфраструктуры в регионе получил $40 млрд.

В Китае сформирован фонд Шелкового пути объемом $40 млрд, средства которого будут направлены для финансирования масштабных инфраструктурных проектов в Евразии и Азиатско-Тихоокеанском регионе, сообщили в ЦБ страны. Китайские власти заявили о готовности финансировать и общие с Россией проекты, самым масштабным из которых может стать высокоскоростная железная дорога Москва—Пекин. Пока что, однако, переговоры об ее строительстве затягиваются.

Фото: Stringer, Reuters

Капитал фонда, $40 млрд, был выделен из китайских золото-валютных резервов, а также активов Китайской инвестиционной корпорации, Экспортно-импортного банка Китая и Китайского банка развития, сообщил глава ЦБ Китая Чжоу Сяочуань. По его словам, все инвестиции фонда будут номинированы в иностранных валютах, а не в юанях. Напомним, о создании фонда глава Госсовета Си Цзиньпин объявил накануне состоявшегося в ноябре саммита глав Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС).

Концепция «Новый Шелковый путь» не конкурирует с развитием Евразийского экономического союза, заверил в прошлую пятницу посол Китая в РФ Ли Хуэй. По его словам, в Китае надеются на участие России в совместных проектах. В частности, в прошлом году глава администрации президента Сергей Иванов сообщал, что уже согласован проект строительства автомобильной дороги из Китая через Казахстан с выходом на Балтийское море.

Однако обсуждение наиболее амбициозного проекта — строительства высокоскоростной железной дороги Москва—Пекин затянулось: «это пока что лишь идея», заявил в начале февраля посол РФ в Китае Андрей Денисов. Напомним, в октябре прошлого года Минтранс РФ, РЖД, госкомитет КНР по развитию и реформе, а также China Railway Construction Corporation подписали меморандум о взаимопонимании в области высокоскоростного железнодорожного сообщения. Тогда сообщалось, что цель документа — разработать проект Евразийского высокоскоростного транспортного коридора Москва—Пекин, включающего магистраль Москва—Казань. Общую стоимость проекта китайская сторона оценивала более чем в $240 млрд.

Москва и Пекин до сих пор не смогли согласовать и формирование банка развития в рамках Шанхайской организации сотрудничества (в нее входят Россия, Китай, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Узбекистан). Так, в Китае предлагают создать фонд, капитал которого пополнялся бы пропорционально размеру ВВП, российская сторона, напротив, предлагает КНР присоединиться к уже созданной структуре — Евразийскому банку развития.

Татьяна Едовина


Почему китайские деньги спускаются все ниже

После закрытия западных рынков капитала из-за санкций российские компании все активнее ищут финансирование в Китае. Повышение ставки ЦБ привело к тому, что на средства из КНР начали претендовать не только крупные промышленники, но и их подрядчики. Но, говорят источники и эксперты "Ъ", предоставление кредитов по-прежнему тормозится целым рядом факторов — от сомнений китайских банков в стабильности ситуации в России до резко выросшей после снижения суверенного рейтинга РФ стоимости страхования экспортных контрактов. Читайте подробнее

Вся лента