"Росатом" выиграл на рубле

Зарубежные атомные контракты становятся выгоднее

"Росатом" наконец подписал с Индией контракт на строительство второй очереди АЭС "Куданкулам". Переговоры о достройке станции безрезультатно шли несколько лет, хотя межправительственное соглашение об этом страны подписали еще в 2008 году. Ключевой проблемой считались индийские законы, возлагавшие на "Росатом" ответственность за безопасную эксплуатацию АЭС. Но не исключено, что заключению контракта могло способствовать и падение рубля, снизившее затраты "Росатома" на оборудование в валютном выражении.

Фото: Rafiq Maqbool, File, AP

Россия и Индия вчера в рамках визита в Дели Владимира Путина подписали генеральное рамочное соглашение и контракты на заказ основного оборудования для третьего и четвертого блоков АЭС "Куданкулам", сообщил глава "Росатома" Сергей Кириенко. Он уточнил, что РФ выдаст госкредит под заказы для АЭС у российских предприятий (точная сумма не названа). По его словам, в 2016 году начнется заливка бетона под площадку.

Москва и Дели еще в 2010 году подписали "дорожную карту" о строительстве до 16 энергоблоков (вчера подписан новый вариант — не менее 12 блоков за 20 лет). Но "Куданкулам" до сих пор единственный крупный проект "Росатома" в Индии. Первый блок введен в этом году, ввод второго, несколько раз откладывавшийся, намечен на 2015 год. По межправсоглашению, подписанному странами в 2008 году, на АЭС построят еще четыре блока, но долгое время о продолжении проекта договориться не удавалось. Основной причиной считается действующий с 2010 года индийский закон о разграничении ответственности за ядерный ущерб, по которому ее несет поставщик оборудования, хотя в мировой практике за аварии отвечает оператор АЭС. После принятия закона в межправсоглашение 2008 года включен пункт, по которому ответственность оператора может быть переложена на поставщика в случае, если авария произошла в результате его действий. Сейчас, по данным "Ъ", в контракте на вторую очередь АЭС ссылок на закон нет, а российская сторона исходит из того, что его нормы не распространяются на проекты, которые реализуются в рамках межправсоглашения, подписанного до вступления закона в силу.

Соглашение о госкредите, о котором говорил Сергей Кириенко, было подписано еще в 2012 году. Его сумма — $4,2 млрд, он должен распространяться на российскую часть работ. В "Росатоме" долю работ, которая будет отдана индийской стороне, не комментируют. По мнению главного редактора Nuclear.Ru Ильи Платонова, индийским компаниям могут отдать общестроительные работы, а в перспективе — например, изготовление турбоагрегатов (у Индии есть компетенции по выпуску турбоагрегатов на 700 МВт). Возможную долю местных поставщиков и подрядчиков в АЭС эксперт оценивает в 20-50%. "Росатом" в зарубежных контрактах часто предлагает отдать часть подрядов местным компаниям, например, на второй очереди Тяньваньской АЭС китайцы получили около 70% работ.

При этом валютный госкредит подписывался летом 2012 года, когда курс доллара колебался на уровне 32-33 руб., тогда как сейчас доллар стоит уже 54,8 руб. Но цепочка изготовления оборудования для АЭС практически полностью локализована в России, и падение рубля на ней сказывается в минимальной степени, что значительно уменьшает расходы "Росатома" на экспортные проекты в валютном выражении. По данным "Ъ", колебания курсов могли привести и к некоторому снижению суммы индийского контракта, но в госкорпорации не поясняют, получила ли Индия скидку на вторую очередь "Куданкулама".

Анастасия Фомичева, Владимир Дзагуто, Наталья Скорлыгина

Вся лента