Депутаты сменили общеевропейский тон

"Открытая трибуна" Госдумы оживила идею единой Европы "от Лиссабона до Владивостока"

Европа "от Лиссабона до Владивостока" по-прежнему возможна, а интеграция России и Евросоюза (ЕС) возобновится, как только стороны откажутся от взаимных санкций и устранят украинский конфликт. К такому выводу пришли вчера участники "Открытой трибуны" Госдумы, обсуждавшие российско-европейские отношения. Споры о Европе обрели вчера примирительную тональность.

Сергей Нарышкин уверен, что у России есть два полноценных вектора интеграции — восточный и западный

Фото: Глеб Щелкунов, Коммерсантъ

"Отношения с Западом" стали на фоне украинских событий самыми актуальными в Госдуме темами, по которым думцы до сих пор высказывались жестко. В таком же стиле спикер Сергей Нарышкин открыл и вчерашнее заседание "Открытой трибуны", где депутаты и эксперты должны были оценить перспективы "партнерства России и Европейского союза". Для начала господин Нарышкин противопоставил примеры расширения ЕС и Евразийского экономического союза (ЕАЭС), приведя в пример присоединение Армении к союзу Белоруссии, Казахстана и России. "С каким вниманием относились друг к другу партнеры в этих переговорах с учетом национальных интересов, суверенитета, национальных традиций,— заявил спикер.— А Украина идет к евроинтеграции через кровь и насилие Майдана, государственный переворот". Однако в заключение спикер процитировал председателя Национального собрания Франции Филиппа Сегена, который, будучи в Госдуме в 1994 году, заявлял: "Именно мы, парламентарии, призваны предотвратить возврат к прошлому и совместными усилиями создать новую Европу на новых основах".

При этом в числе экспертов на "Открытую трибуну" вчера были приглашены и те, кто выступает за "совместные усилия" во имя "новой Европы". Директора Института экономики РАН Руслана Гринберга тревожит, что в этом году "в два раза, с $47 млрд до $23 млрд, уменьшились прямые иностранные инвестиции" в российскую экономику. Господин Гринберг уверен, что эту негативную динамику "можно изменить, только отказавшись от взаимных санкций и договорившись по украинскому конфликту". "Серьезная договорная база" для начала диалога сохранилась, заявил директор Института современного развития, член Комитета гражданских инициатив Алексея Кудрина Игорь Юргенс. Для этого достаточно "минских договоренностей" и "газовых соглашений между Россией и Украиной". Более того, господин Юргенс уверен, что по-прежнему актуальна идея "общего экономического пространства от Лиссабона до Владивостока", обнародованная в апреле в ходе прямой линии с Владимиром Путиным.

С этой же идеей связан и ЕАЭС (де-юре начнет действовать с 1 января 2015 года), заявила член коллегии по основным направлениям интеграции Евразийской экономической комиссии Татьяна Валовая. Она не считает ЕАЭС антизападным проектом: "Он не противник Евросоюзу, а нормальный конкурент, с которым нужно взаимодействовать". Уже сейчас, по мнению госпожи Валовой, члены ЕАЭС могли бы поставить задачу о внедрении в экономики своих стран "технических регламентов", принятых в ЕС. Иными словами, достижения на евразийском пространстве "не означают резкого поворота России на Восток", отметил Сергей Нарышкин, "у нас два полноценных вектора — и восточный, и западный".

Причин, по которым думцы сменили жесткую риторику в адрес Европы, никто из участников "Открытой трибуны" вчера объяснить не мог. "Возможно, депутаты взяли примирительный тон, чтобы наша делегация могла восстановить свои права в Парламентской ассамблее Совета Европы",— заявил "Ъ" один из экспертов. Напомним, ПАСЕ в этом году лишила российскую делегацию права голоса в связи с присоединением Крыма к РФ. Восстановить права российские парламентарии рассчитывают на январской сессии ПАСЕ.

Виктор Хамраев

Вся лента