Главный заказчик страны

госрегулирование

Госзаказ для легкой промышленности — способ не только обеспечить работой предприятия, но и повысить качество продукции. У заказчика высокие требования, и поставщики вынуждены совершенствовать технологии и внедрять инновационные решения. Тесное взаимодействие с заказчиком гарантирует востребованность новой продукции.

Фото: РИА НОВОСТИ

Опора на собственные силы

Курс на качественное преобразование отрасли декларирован в "Стратегии развития легкой промышленности России на период до 2020 года". "В рамках программы импортозамещения, а также для нивелирования негативных составляющих вступления России во ВТО правительство реализует программу поддержки отечественных производителей, в том числе текстильной и легкой промышленности",— говорит президент группы компаний "Чайковский текстиль" Евгений Титов.

Среди мер, направленных на развитие конкурентоспособности отрасли,— субсидирование процентных ставок по кредитам, выданным на техническое перевооружение и модернизацию производства, реализацию инвестиционных проектов, а также создание центра инновационных технологии?. В 2014 году государство выделило предприятиям 250 млн руб. Впрочем, по словам участников рынка, на заявленные цели этой суммы не хватает.

Но главную роль в поддержке отрасли по-прежнему играет госзаказ. Сейчас к конкурсным закупкам вещевого имущества, проводимым госструктурами, допускаются только предприятия из стран Таможенного союза. Причем материалы, из которых пошиты изделия, также должны быть российскими. Исключения допускаются в случае, если отсутствие полуфабрикатов и материалов российского производства подтверждено Министерством промышленности и торговли РФ. В Минпромторге "Ъ" сообщили, что комиссия, которая будет выдавать соответствующие заключения, приступит к работе во второй декаде декабря.

По словам участников рынка, решения властей оказались эффективными и серьезно повлияли на структуру рынка госзаказа. Так, по данным господина Титова, в сегменте гособоронзаказа доля отечественных материалов выросла с 30% до 80%. "Произошла замена азиатской продукции на качественные отечественные материалы, соответствующие требованиям Минобороны, повысилась ответственность производителей за качество материалов,— рассказывает глава "Чайковского текстиля".— Возросшее качество продукции не привело к увеличению расходов, цены остались на прежнем уровне".

Представители отрасли надеются, что ограничение для иностранной продукции будет введено не только для заказа госучреждений, но и для обеспечения нужд государственных корпораций. По словам господина Титова, сейчас доля государственного заказа составляет относительно небольшую часть рынка текстильной и легкой промышленности: "При емкости рынка легкой промышленности 3100 млрд руб. объем госзаказа не превышает 10%". При этом объем рынка товаров легкой промышленности для компаний с государственным участием сопоставим с госзаказом.

Расширение числа компаний, чьи закупки получат статус госзаказа, позволит текстильным компаниям развивать инновационные направления продукции и НИОКР, заранее планировать загрузку производственных мощностей для повышения эффективности, что приведет к появлению новых высококвалифицированных рабочих мест, повысит социальный и материальный уровень работников текстильной и легкой промышленности.

Представители отрасли хотели бы, чтобы госзаказом стали, например, закупки госкомпании "Российские железные дороги" (РЖД). Как подчеркнули в пресс-службе РЖД, закупка форменной одежды для сотрудников осуществляется в соответствии с федеральным законом N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и принять участие в ней может как российская, так и зарубежная компания. РЖД несколько лет назад сменили дизайн формы работников. Конкурс на ее разработку выиграла дизайнер Виктория Андреянова (с ней соперничали Денис Симачев и компания "Экспоцентр"). В текущем году РЖД завершают переход на новую форму, но на ежегодную закупку новых комплектов будет уходить не менее 500 млн руб.

Хотя ограничение допуска к закупкам и сужает круг поставщиков, заказчики — в основном силовые ведомства — не считают свои права ущемленными.

Как рассказали "Ъ" в пресс-службе МВД, часть закупок обеспечивает подрядчик, выбранный на открытом аукционе, а часть — учреждения ФСИН РФ, с которыми заключаются контракты как с единственными поставщиками. Сейчас форму для МВД шьют из тканей, изготовленных Брянским камвольным комбинатом, "Павлово-Посадским камвольщиком", Свердловским камвольным комбинатом, "Чайковском текстилем" и "Моготексом".

Затем вся готовая продукция проверяется как самим министерством, так и независимыми экспертами. "Комплекс указанных мер позволяет обеспечить поставку вещевого имущества в строгом соответствии с утвержденными техническими требованиями на изделия вещевого имущества",— отмечают в пресс-службе МВД.

Не менее серьезно контролирует качество и Министерство обороны. Как рассказали в пресс-службе официального поставщика этого ведомства "БТК групп", чтобы соответствовать критериям министерства, компания прилагает немалые усилия: от проверки качества поступающих на фабрику материалов и работы отделов технического контроля на каждой стадии производства до выборочного тестирования формы из каждой партии. "Кроме того, на предприятиях "БТК групп" на постоянной основе работают сотрудники Минобороны РФ, которые осуществляют приемку военной формы",— подчеркнули в "БТК групп". Компания поставляет армии полный комплект вещевого имущества. "В 2013 году осуществлены поставки 100 тыс. комплектов полевой формы — всесезонного комплекта полевого обмундирования, разработанного специалистами "БТК групп". До конца 2014 года на склады МО будет передано еще 400 тыс. комплектов формы,— сообщили в пресс-службе компании.— Кроме того, в 2014 году "БТК групп" поставила более 97 тыс. изделий для военнослужащих--участников Парада Победы 9 Мая и 220 тыс. изделий для выпускников военных учебных заведений".

В пресс-службе Минобороны подтвердили, что продукция полностью устраивает заказчика. "Мы не только довольны качеством продукции отечественной легкой промышленности, но и готовы внедрять новые разработки отрасли,— подчеркнули в пресс-службе ведомства.— Технологии не стоят на месте, и Минобороны готово рассмотреть все перспективные и уникальные технологии, создаваемые предприятием". Как напоминают в "БТК групп", наличие собственной лаборатории и сотрудничество с ведущими мировыми исследовательскими институтами позволяют компании одной из первых в отрасли применять в производстве новейшие красители и волокна, внедрять новые методы производства.

Перестройка и ускорение

Усовершенствовать технологии исходя из потребностей клиента помогает взаимодействие с заказчиком. "В плотном контакте с силовыми министерствами России и крупными корпорациями компания разрабатывает новые инновационные ткани с учетом всех нюансов отрасли и специфики клиентов",— подчеркивают в пресс-службе "БТК групп". Так, под кураторством Министерства промышленности и торговли РФ в 2014 году реализован проект по разработке материалов и комплекта специального вещевого имущества для сил спецопераций Министерства обороны — "Чайковский текстиль" выступал в этом проекте головным исполнителем и разработал 14 инновационных тканей. "Подобная практика позволит развивать высокотехнологичные производства, внедрять новейшие технологии и совершенствовать качество продукции для государственного заказа",— говорит глава компании. Масштабное переоснащение на "Чайковском текстиле" проводилось в начале 2000-х годов, затем в 2012 году, и с тех пор техническая база ежегодно обновляется.

Именно оптимизация производства и всех связанных с ним процессов поможет повысить конкурентоспособность предприятий. "Модернизация — это не только покупка нового оборудования, которую могут позволить себе далеко не все. Это еще и подтягивание процесса производства до более высокого уровня, проведение операционного, логистического аудита, развитие информационных технологий. Нет смысла покупать самое дорогое оборудование, если производственные процессы застряли в 1980-х",— напоминает Андрей Максимов, генеральный директор консультационной компании КРАМ, выполнявшей проекты для предприятий, которые обслуживают бренды "Твое", Zara, "Манго".

Госзаказ должен оставаться инструментом поддержки, а не обеспечения, убежден эксперт. "Чтобы наша текстильная промышленность научилась выживать, она должна чутко реагировать на любые изменения рынка",— полагает господин Максимов. Участники рынка уверены: поддержка государства поможет отрасли встать на ноги при условии, что бизнес будет прилагать к этому усилия. "Мы убеждены в том, что синергетический эффект от совместной работы бизнеса и государства будет усиливаться с каждым годом, уже в ближайшее время количество предприятий российского легпрома существенно вырастет и они смогут достойно конкурировать с иностранными производителями",— говорят в "БТК групп".

Мария Карнаух

Вся лента